Сегодня на форуме безопасного интернета сенатор Мизулина заявила, что запреты и законы, предлагаемые властями, есть свобода, в то время как право — это «самая большая несвобода». Разбираемся есть ли смысл и логика в суждении и где больше свободы.
«Говорят, что депутаты только все запрещают, но это совершенно ложное представление. Запрет – это как раз есть то, где человек свободен, потому что он говорит: это нельзя, а все остальное – как хочешь. Что такое право? Это и есть самая большая несвобода. Я вам могу сказать, что чем больше прав у нас будет, тем менее мы свободны, потому что право, в отличие от запрета, это когда ты должен действовать, и только таким образом, как написано в законе. То есть ты должен заполнить бумажки, их куда-то отнести, сходить в суд – то есть это целая гамма действий, в результате – ты несвободен. Чтобы какой-то результат получить, тебе нужно очень много сделать. Поэтому не надо к этому стремиться, к регулированию только правами. Поэтому чем больше прав, тем больше несвободы»
Елена Мизулина, российский государственный и политический деятель
Разбираемся есть ли смысл и логика в суждении.
Терминология
Обратимся за определением «права» к современному философскому словарю Конта-Спонвиля:
«Возможность, гарантированная законом (право собственности, право на безопасность, право на информацию и т. д.) или требованиями совести (права человека). В абсолютном значении право есть совокупность законов, играющих роль ограничителя и гаранта – одно немыслимо без другого, – всего того, что может совершить человек в рамках данного общества, не рискуя навлечь на себя какие-либо санкции и без помех со стороны других людей. Право подразумевает существование системы принуждений, включающей по меньшей мере возможность наказания»
Исходя из этого усеченного определения, можно сделать вывод, что право человека на что-либо сопровождается системой принуждения и наказания со стороны государства. Тогда становится логичным слова Мизулины о том, что право – есть несвобода.
Что является большей несвободой: запрет или право?
Оба варианта носят одинаковую функцию, но заходят к проблеме с разных сторон. То есть: юридические запреты (по большому юридическому словарю) — это правовые обязанности по воздержанию от тех или иных действий. Тогда как право — общеобязательные нормы. Первое — запрещает, позволяя остальное; второе — ограничивает свободу всем, при соблюдении свобод каждого.
Получают ли граждане РФ больше свобода от запретов?
В недавно опубликованном рейтинге по свободе прессы Россия заняла 149 место из 180 стран, опустившись на позицию с предыдущего года. А в 2018 году компания Freedom House опубликовало исследование, в котором Россия заняла 53 место в рейтинге свободы интернета.
Права Мизулина или нет — решать вам. Если не согласны с написанным или хотите поделиться своими наблюдениями по теме, то отписывайтесь в комментариях — мы рады обсуждениям.
Еще больше интересных материалов на нашем сайте Cerber.media