Когда мы говорим, что сами прошли все свои маршруты, знайте - это не пустые слова)
Каждый гид, чтобы быть реальным специалистом в своей профессии, должен постоянно развиваться. Учиться чему-то новому, пользуясь для этого любой возможностью.
Именно такими соображениями я и руководствовалась, собираясь летом 2017 г. принять участие в практическом занятии студентов Томского государственного университета. Каждый год они вместе со своим руководителем Павлом Станиславовичем Бородавко приезжают на практику в Кош-Агачский район Горного Алтая и становятся рядом с селом Чаган-Узун на берегу одноименной реки.
Я тогда начинала работать гидом в кемпинге Тыдтуярык и с радостью воспользовалась возможностью чему-то научиться.
Присоединиться к занятиям может абсолютно каждый человек. Только вот для этого необходимо обладать недюжинным здоровьем и физической подготовкой. А я самонадеянно думала, что у меня с этим все хорошо)))
Итак, я приехала в лагерь, оставила там машину и кинулась догонять группу студентов, которые уже вышли. Для тех, кто ориентируется в тех местах – лагерь стоит на берегу реки Чаган-Узун, чуть вглубь от дороги к Кызылчину – «Алтайскому Марсу». То есть, идти до него около четырех километров.
И мы пошли. Была середина июля. Солнце. Жарко. Молодые студенты, возглавляемые длинноногим преподавателем бодро шагали по пыли. Я держалась рядом.
Не доходя до «Марса», мы свернули в какой-то распадок. Начался набор высоты и вот тут-то я впервые призадумалась: а на фига оно мне надо? Потому что горная болезнь уже начинала давать о себе знать. Но любопытство было сильнее и вслед за студентами я пыхтела, карабкаясь по осыпающемуся отвесному склону. Вскоре любопытство было удовлетворено, потому что мы оказались в месте, практически усыпанном обломками древних палеозойских раковин. Сама мысль о том, что вот этим кусочкам более 300 млн лет очень возбуждала и мы, забыв про усталость, принялись искать более менее целые экземпляры.
Но недолго длился отдых и мы пошли дальше. Подъем продолжился и я вновь задумалась о верности принятого решения. В какой-то момент от жары, головокружения, жажды я уже перестала соображать. Дико ныло больное колено, но что-то упорно заставляло тащиться вслед за группой, которая уже изрядно убежала вперед. Сейчас я уже не помню, как мы перевалили через горку и спустились вниз, к реке Чаган-Узун. Вот тут я смогла перевести дух и оглянуться вокруг.
А вокруг было интересно. Мы оказались в закрытой долине, по которой текла белая река Чаган-Узун. Самое удивительное, что преобладающим цвеом был здесь светло-серый, почти белый. В результате создавался удивительный контраст с "марсианскими" оттенками там, откуда мы только что пришли.
Обусловлено это было тем, что здесь находилось обнажение слоев ледникового ила. Этот ил в виде многометровых и многослойных отложений занимал большую часть долины. Его разносило ветром и он оседал тонким слоем на все вокруг. Эффекта добавляла и река с водой светло-серого цвета.
Но об этом позже.
А сначала нас ожидали артефакты с тысячелетней историей. Родовые границы древних тюрков, стелы, курганы... И вишенкой на торте стала скала, покрытая интересными петроглифами и изображенная на ней тамга.
Но надо двигаться дальше и мы пошли по долине вдоль реки. Погода постепенно портилась, но нас ждали поля такырной глины.
Такыр - это когда размокшая глина подсыхает и получаются черепки с загнутыми краями. Явление, знакомое жителям Средней Азии.
По этим белым черепкам мы идем в сторону странных, удивительных замков-крепостей - иначе их и не назвать - обнажения ленточных глин. Пейзаж невероятный, поистине лунный!
По этим слоистым белым "замкам", кажется, можно бродить бесконечно... Но начинается дождь, а нам пора идти дальше. И мы идем наверх, к водоразделу.
И опять наверх, опять ноги уже не идут, дико болит голова и тошнит от "горнячки", но самолюбие гонит вперед, хотя я давно уже не успеваю за группой.
Встречаем вот такой давно разрытый курган. По слоям дерева Павел Станиславович как-то вычисляет, что этому дереву 700 лет и может определить, какая тогда была погода:)
Дальше поднимаемся на верх водораздела между реками Чаган-Узун и Кызылчин. Я измотана уже настолько, что совершенно не помню дорогу. Но наверху мы останавливаемся и наблюдаем удивительную картину - с одной стороны у нас белая корытообразная долина, с другой - красная узкая.
Зрелище непередаваемое! Жаль, здесь нет возможности вставить видео, на котором все это показано.
Как мы потом попали на этот лужок, я уже не помню. Но очень обрадовалась, увидев знакомые цветные полосы Марса-2. Правда, я помнила, что идти отсюда еще минут сорок. До автостоянки для туристов. А потом я вспомнила, что оставила машину в лагере студентов. То есть, еще 8-10 километров ждали меня...
О, счастье, мы спустились к реке! Сейчас наберу воды и попью, ведь моя бутылка уже давно выпита! А горные реки, как правило, очень чисты.
Но на берегу я вижу кучу г..., наваленную кем-то из туристов. Желание пить сразу пропадает.
Но после этого, когда кто-то начинает мне рассказывать, что, мол, как смеют брать за вход на "Марс" деньги, подумаешь, построили туалет! - я тут же вспоминаю эту кучу... И тех, у кого хватило совести и мозга та поступить. Особенно зная, что ниже по течению стоят палатки, люди из которых набирают воду в этом ручье...
Но вот мы подходим к выходу из ущелья. По пути Павел Станиславович показал нам еще немало интересностей. Вот одна из них - хранительница этих мест.
Ей более 800 лет. И у нее можно что-нибудь попросить. Исполнить какое-нибудь желание. Но обязательно нужно что-то оставить взамен)
Усталые, мы возвращаемся обратно. На ровной поверхности я иду наравне с молодежью. Пока мы бредем по пыли, мимо нас проезжают люди в машинах. Смотрят сочувствующими глазами, предлагают подвезти. Но я гордо отказываюсь! Ведь осталась сущая ерунда по сравнению с тем, что пришлось только что пройти...
После этого я сутки не могла встать. И хорошо еще, что была середина июля, я к этому времени была уже немного натренирована хождением по горам.
Но в результате этого похода у кемпинга появился новый маршрут. Сочетающий в себе не только "Марс", но теперь и "Луну")))
Фото и текст: Ирина Дмитриева