Найти тему

Байдарки - как выбрать

Оглавление

Байдарка – это узкая длинная лодка, приводимая в движение веслами (реже устанавливают паруса). Изначально она использовалась народами севера для морской охоты. Такие суда имели деревянный каркас, который обтягивали моржовой или тюленьей кожей.

Сейчас байдарки приобретают, в основном, туристы и спортсмены. Для создания лодок применяются современные материалы (полиэтилен, ПВХ, пластик и т.д.), способные улучшить ходовые качества. Однако конструкция этого типа судов почти не изменилась.

Назначение и виды байдарок

В зависимости от области использования, байдарки делятся на туристические и спортивные. Первая разновидность применяется для экспедиций, рыбалки и охоты, а также рафтинга. Существует 3 типа конструкций таких лодок:

  • каркасные;
  • корпусные;
  • надувные.

Туристические байдарки более устойчивы и отличаются простотой транспортировки (каркасные лодки могут иметь разборную конструкцию, а надувные суда вмещаются в сумку). Обычно они имеют 1-2 места. Хотя встречаются модели, рассчитанные на 3 человек.

Спортивные байдарки длиннее и уже, за счет чего улучшаются их скоростные характеристики. При этом они всегда имеют неразборную конструкцию. Такие суда также подразделяют на несколько классов:

  • для гребли на гладкой воде;
  • для гребного слалома;
  • морские.

Спортивные байдарки имеют 1, 2 или 4 места. Однако встречаются и 3-местные варианты (в основном, их изготавливают на заказ для тренировок).

Характеристики

При выборе байдарки необходимо обратить внимание на несколько параметров:

  • Размеры. Габариты лодки различаются в зависимости от ее типа и оказывают большое влияние на ходовые качества. Так, двухместная туристическая байдарка может иметь длину 4,5-6м; ширину 0,6-1м и высоту 0,25-0,4м. Осадка при этом составляет 0,1-0,2м.
  • Остойчивость. Способность противостоять опрокидыванию зависит от длины, ширины и центра тяжести судна. Наименее остойчивы спортивные байдарки. А для туристов лучше всего подойдет лодка небольшой длины с низким центром тяжести и широким дном.
  • Непотопляемость. Этот параметр зависит от типа конструкции байдарки. Хуже всего на воде ведут себя каркасные суда. Чтобы предотвратить затопление, на корме и в носовой части таких лодок часто устанавливают баллоны с воздухом. Гораздо лучше противостоят затоплению каркасно-надувные байдарки. Наилучшими же характеристиками обладают надувные (даже при перевороте остаются на плаву) и спортивные морские байдарки (место гребца изолировано, имеют дренажные отверстия).
  • Ходкость. Скоростные характеристики байдарки зависят от сопротивления воды. Оно достигает наименьшего значения при большой длине, заостренной носовой части и плавном подъеме днища. Именно такую конструкцию имеют спортивные байдарки для гребли на гладкой воде.
  • Вес. В среднем, масса каркасной лодки в 1,5-2 раза больше, чем у надувной байдарки.
  • Управляемость. Чем длиннее судно, тем оно более устойчиво на курсе. Однако короткая длина корпуса (например, у байдарок для гребного слалома) позволяет улучшить поворотливость.

Лодки с твердым корпусом и надувные байдарки имеют примерно одинаковую прочность. Однако первые не так устойчивы к ударам (на каменистых участках каркас может быть серьезно поврежден), а вторые – могут быть порваны об острые камни и стекло.

Уход за байдаркой

Правила эксплуатации байдарки такие же, как и для обычной лодки. При перевозке в трейлере под корпус судна необходимо подложить что-то мягкое, чтобы предотвратить его повреждение. В качестве креплений используют ремни, а не тросы (они имеют большую площадь поверхности, благодаря чему нагрузка распределяется равномерно). Желательно при этом закрыть байдарку транспортировочным мешком. Надувные модели можно перевозить в спущенном виде в специальной сумке либо надутыми в прицепе.

При эксплуатации лодки следует избегать мест, где возможны повреждения корпуса (каменистых участков, затопленных бревен и т.д.). После каждого плавания необходимо проверять байдарку на наличие повреждений. А при попадании грязи – ее следует сразу смыть водой.

Перед тем, как отправить судно на хранение, его также требуется промыть (на этот раз с мыльным раствором) и насухо вытереть, а затем осмотреть и устранить выявленные повреждения. Хранить байдарку следует в сухом помещении с небольшими перепадами температур (оно может быть как отапливаемым, так и неотапливаемым). Слишком холодных зданий тоже лучше избегать.

Владелец лодки должен позаботиться и о защите от грызунов. Для этой цели судно обычно подвешивают под потолком горизонтально. Если вредители все же имеют доступ к байдарке – желательно обработать ее специализированными средствами.