Найти тему

Преподавание как искусство

«Педагогика будет первым, высшим из искусств, потому что она стремится удовлетворить величайшей из потребностей человека и человечества - их стремлению к усовершенствованиям в самой человеческой природе... его души и тела; а вечно предшествующий идеал этого искусства есть совершенный человек» - эти слова К.Д. Ушинского как нельзя точно определяют суть педагогического искусства.

Результатом труда художника является картина, писателя – литературное произведение. Результатом кропотливого и подчас очень сложного труда педагога – личность. Как сказал М.И. Калинин «Учитель работает над самой ответственной задачей - он формирует человека».

Из чего складывается личность человека? Наследственность, характер, воспитание и образование.

На наследственность преподаватель повлиять не может. Но остальное – это то, с чем можно и нужно работать учителю.

Педагог дает знания, педагог дает основы норм воспитания, педагог при должном и профессиональном подходе может оказать влияние и на характер обучающегося.

Учителя, как художники, рисуют общее большое полотно - личность. Каждый жест, каждый взгляд, каждая крупица знаний, вложенная в ученика – как мазок художника на холсте.

В первый класс ребенок приходит, имея лишь нежные штрихи знаний на холсте-личности, лишь наброски.

Постепенно, из года в год, работая с разными преподавателями, получая знания по различным дисциплинам, беря пример с окружающих его взрослых, личность становится ярче, интереснее.

У кого-то играют на холсте яркие краски творчества, у кого-то матовые цвета логики, а у кого-то четкие линии и штрихи исследований.

Все дети разные, у всех свои желания, потребности, таланты. Даже рисуя на холстах одной и той же краской, у учителя получаются разные картины.

К окончанию школы каждый ученик – уже сложившаяся личность.

Но на этом изменения не завершаются. Ученики превращаются в студентов, они попадают в мир новых знаний. Они попадают в мастерскую к художникам профессионального обучения.

И здесь наступает у педагогов важная миссия. Сделать картину-личность ярче, четче, многограннее.

Очень многое в процессе формирования личности ученика зависит от таланта педагога.

Влияние педагога на душу ученика, как говорил Ушинский К.Д., составляет ту воспитательную силу, которую невозможно заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой поощрений и наказаний.

Как художником не может быть человек, не умеющий рисовать. Так и педагогом не может стать человек, не умеющий передавать свой опыт и знания, не умеющий думать и не желающий развиваться.

Но при этом, настоящий талантливый художник может рисовать и дорогими красками, и просто пальцами на песке. Так и настоящий педагог может донести разумное до ученика не только с помощью новейших технологий, презентаций, но просто через беседу, пример, написанный мелом на доске. При этом, владея разными техниками, как и художник, который может рисовать в разных жанрах.

И именно это, я считаю, настоящий талант.

Важно также понимать, что в педагогике, возведенной в степень искусства нельзя мерить действия всех учителей по одной мерке но, с другой стороны, «…нельзя и допустить, чтобы эти действия были совершенно произвольны, неправильны и диаметрально противоположны" (Н.И. Пирогов)

То есть, преподавание, оставаясь искусством, должно основываться на одной общей цели, базе, единых общих правилах.

И тогда, в результате многолетних трудов множества учителей, мастеров получается неповторимая картина – личность.

Таким образом – педагогика – это такой же вид искусства. А педагог – маэстро.