Не секрет, что персонажи Алексея Толстого родились задолго до сказки "Золотой ключик", и даже задолго до "Приключений Пиноккио" Карло Коллоди. Никто, даже сами герои, ни за что не скажут, сколько им исполнилось лет. Потому что их продолжительность жизни измеряется веками и насчитывает больше четырех столетий! Фокус в том, что и Пьеро, и Арлекин, и даже сам Бураттино – традиционные маски старинного итальянского народного театра под названием комедия дель арте.
Например, Бураттино на венецианских уличных подмостках играл второстепенную роль глуповатого, но добродушного отвергнутого любовника! Правда, никакой Мальвины и Артемона не было и в помине, они родились уже в России из-под пера нашего писателя. Многие итальянские герои не попали в книгу: Коломбина, Бригелла, Пульчинелла (который, правда, стал персонажем похожей сказки Карло Коллоди) и многие другие.
Знакомых с детства персонажей можно увидеть в интерпретации трех русских художников: Сомова, Сапунова и Судейкина. Все трое работали на рубеже веков – задолго до того, как Алексей Толстой, редактируя перевод "Приключений Пиноккио", задумал написать свою сказку о деревянном мальчике. В Серебряном веке тема комедии дель арте занимала многие умы, а начался этот маскарад в искусстве с пьесы Блока "Балаганчик".
Художники подхватили идею и устроили в мире своей живописи такую арлекинаду, что недавно ей даже посвятили выставку в Третьяковке, которая называется "Арлекины Серебряного века" и идет до 19 мая. Всем москвичам очень советую успеть: атмосфера барочных галантных празднеств и шумных вакхических карнавалов гарантирована! К тому же, возможность посмотреть графику выпадает редко. Она хрупка и быстро выцветает, поэтому музеи большую часть времени прячут ее в своих темных анналах от посторонних глаз. Если же Вы далеко от столицы, как минимум долистайте до конца статьи и полюбуйтесь сказочными героями в неожиданных образах.
На выставке акварелист Константин Сомов отвечает за фейерверки, иллюминацию, не слишком целомудренные объятия и прочие атрибуты вечеринки XVIII века. Он был немного безумным фантазером-ретроградом, который родился на пару веков позже, чем следовало бы. Именно Сомов подарил современным акварелистам идеи для сказочных переливов краски по мокрому и прочей нарядной бутафории как, например, в акварели "Пьеро и дама".
К тому же, мало кто мог потягаться с Сомовым в мастерстве кулисных композиций. Они построены по театральным законам, а роль "кулис" выполняют ажурные деревья.
Но большинство из нас знают Сомова по портретам современников. Узнаете это лицо со страниц учебника по литературе?
"При чем здесь Блок? Не слишком-то он похож на Арлекина", – скажет скептично настроенный читатель. На Арлекина и впрямь не очень. Но Алексей Толстой нашел в нем сходство... с Пьеро. Поговаривают, что именно его он изобразил в роли меланхоличного поэта, а жену Любовь Менделееву – соответственно, в роли Мальвины. Можно найти много других параллелей с реальностью, если перечитать книгу взрослым взглядом. Не будем на них останавливаться, но если у Вас есть версии – строчите в комментариях!
Николай Сапунов и Сергей Судейкин и сами слыли художниками-арлекинами, так что они просто рисовали свой гротескный мир-маскарад. Оба много занимались оформлением книг, и на выставке можно увидеть их изящные виньетки. И, конечно, классика жанра рубежа веков – разработка театральных костюмов и декораций. В начале XX века проще пересчитать по пальцам художников, которые НЕ рисовали для театра, чем тех, кто рисовали. И наша сегодняшняя троица не исключение!
Авторы невзначай сливались со своими масками. Так, Николая Сапунова современники даже называли "художником-арлекином". В арлекины себя записывал и Сергей Судейкин, создавая свои автопортреты в узнаваемом аляповатом костюме в ромбик.
Ну как, убедила заглянуть на новую экспозицию в Третьяковку? Сайт выставки для самых любознательных: tretyakovgallery.ru. Пишите в комментариях, какая из картин больше всего понравилась! И конечно, очень жду отзывов от тех, кто уже посмотрел на третьяковских арлекинов вживую.