После смертельного ранения Пушкин прекрасно понимал, что конец близок, поэтому он созвал самых родных ему людей, чтобы сказать им последние, самые важные слова.
После роковой дуэли Александра Сергеевича привезли к нему домой и приставили врача, а по совместительству и хорошего друга - Ивана Спасского. Именно он записал в своих дневниках то, что в точности происходило в последний день.
По словам Спасского, все началось с того, что к нему пришел слуга Пушкина с известием, что Александру Сергеевичу нездоровиться. Когда же сам Спасский приехал в квартиру, он с ужасом увидел еле живого Пушкина, у которого едва прослеживался пульс.
Понимая, что конец близок, Пушкин послал за любым священником, которого получится найти по близости. После исповеди и причащения поэту не стало лучше, он слабел на глазах. Больной старался не жаловаться о своем состоянии, он стойко держался и не хотел кого-то сильно беспокоить.
К всеобщему удивлению, к середине дня Пушкину стало гораздо лучше, потеплели руки, он начал понемногу есть. Ему вдруг резко захотелось ягод морошки, и его друзьям пришлось срочно бежать на рынок исполняя прихоть поэта.
Пушкин понимал, что скорее всего, это облегчение наступило ненадолго, и велел срочно собирать всех близких и друзей: Жуковского, Виельгорского, Вяземского, Тургенева и Данзаса - все выходили от Пушкина с глазами полными слез. Александр Сергеевич просил прощения за все свои проступки и даже извинялся больше чем нужно, но друзья не смели его перебивать.
Наконец, он попросил позвать свою жену Наталью Гончарову и детей. Каждого ребенка он обнял, из последних сил поцеловал и благословил, а Наталье сказал, чтобы она не волновалась - он обязательно выживет.
Когда все друзья разошлись, с Пушкиным остался только приезжий доктор, Наталья и Спасский. С его слов Пушкин в один момент осознал, что конец близок, схватил его за руку и с безумным выражением лица произнес:
Смерть идет!
И он был прав. За несколько минут до конца Александр Сергеевич сказал, что устал лежать на спине и попросил повернуть его на бок. Как только его просьба была выполнена он воскликнул:
Жизнь кончена! Теснит дыхание!
После этих, последних в своей жизни слов, он закрыл глаза, его тело начало постепенно расслабляться, дыхание становилось уже не такое отрывистое, а более ровное, размеренное, и - вдруг его не стало...
Дорогие читатели! Вы поможете нам развиваться дальше, если
поставите ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИШЕТЕСЬ НА КАНАЛ.
Мы действительно ценим каждого читателя. Спасибо!