Год назад в Музее русского импрессионизма, где я веду экскурсии и читаю лекции, прошла выставка "Жёны", посвящённая супругам русских художников. Великолепная выставка портретов, начиная с 1880-х и заканчивая 1950-и. Это было царство красоты и любви - потому что своих жён художники обычно пишут не на заказ...
И царство нарядов, конечно же. Так что я разработала специально к этой выставке авторскую экскурсию. И на примере портретов, представленных там, погружала гостей с головой в историю костюма, в историю моды. Что мы видим, как оно называется, почему оно такое, как оно менялось... И поскольку период времени выставка охватывала значительный, с последней четверти XIX века по середину XX, то материала было очень много. Эпоха быстрых перемен!
Я помню, сколько было радости, удивления, вопросов, открытий... Вот вам роскошный китайский халат жены Нестерова. А вот скромный тёмный костюм жены Серова. Вот модная причёска первой жены Фалька. А вот берет и "тальма" жены Репина. Юбки, зонтики, шали - мы обсуждали всё!
И бельё в том числе. Благо на выставке были соответствующие портреты. Жены Константина Юона, очень домашний (Клавдия была по происхождению скромной крестьянкой, и это был брак по большой любви): в нательной сорочке и юбке.
И дерзкий портрет Марии, жены Лентулова, которая демонстрировала свои чулки и пену кружев на белье.
Эти портреты давали мне возможность рассказать и показать, что скрывалось под женскими платьями. Рассказать об особенностях сорочек, смысле корсетов, длине чулок и как они крепились, о панталонах - или их отсутствии, и т.д. Словом, обо всём том, чему посвящён этот канал.
Гости заворожённо слушали. Но местами - когда дело доходило до белья - некоторые стеснялись. Улыбались, интересовались, задавали вопросы, но было видно - немного робели. А одна прекрасная дама, со смущённой улыбкой как-то сказала: "Ой, Марьяна, так интересно! Но.. вы рассказываете такие неприличные вещи..." Что я ответила? Об этом ниже.
А ещё я несколько раз проводила дефиле исторического нижнего белья. На подиум выходили девушки в комплектах, стилизованных под разные эпохи, а я комментировала - что, как и для его. Когда идея возникла в первый раз, меня спросили: "А детей можно будет пускать? Или это мероприятие 18+?" Так что пришлось пояснять, что бельё былых времён скрывает куда больше, чем сегодняшняя одежда, особенно летняя. И помню, как после одного из дефиле ко мне подошла дама - что называется, бальзаковского возраста, очень изысканная, и явно местная (а дело было в Казани) и сказала - она поражена тем, как такую деликатную тему можно подать, оказывается, достойно, без всякой "желтизны".
И совсем недавно я прочла в нашем музее лекцию "Импрессионизм и мода". И о белье рассказывала тоже. И нет, мне не стыдно.
Кто читает мои статьи, кто слушал мои лекции, тот знает: меня интересует история костюма. Я её изучаю, и делюсь своими знаниями с другими. И - да, темы бывают весьма деликатные. Потому что жизнь неделикатно с нами, людьми, обходится.
По легенде, король Эдуард III ответил тем, кто смеялся над оброненной женской подвязкой, так: "Honi soit qui mal y pense", "Пусть будет стыдно тому, кто дурно об этому подумает". И это стало девизом рыцарского ордена.
Так вот. Пусть будет стыдно тому, кто дурно обо всём этом подумает! А мы будем спокойно заниматься изучением истории дальше. :)
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!