Найти тему
Benefit Daily

Три причины ритейл-апокалипсиса в США

О крахе розничной торговли в США активно говорят с 2017 года, когда банкротства ритейлеров приняли массовый характер, а количество закрытий магазинов достигло 7000. В 2018 году разорение Toys “R” Us стало крупнейшим (стоимость активов 6.6 миллиарда долларов) среди  ритейлеров со времён кризисного 2008. С начала 2019 тренд набирает обороты: в марте обанкротилась компания Diesel, вслед за Charlotte Russe (февраль 2019) и Things Remembered (январь 2019), не выдержавшими конкуренции со стороны онлайн-площадок и бремени накопившихся долговых обязательств, Innovative Mattress Solutions, вытесненной из бизнеса онлайн-стартапами вроде Casper, и ритейл-сети Shopko, получившей судебный иск от McKesson Corporation по поводу долга в размере 67 млн долларов. Таким образом, основными факторами ритейл-кризиса являются упадок розничной офлайн-торговли, неспособность ритейлеров адаптироваться к меняющимся потребительским предпочтениям и накопленные долговые обязательства.

-2

Так как многие ритейлеры используют банкротство, чтобы реструктурировать долги или изменить бизнес-модель, чтобы адаптироваться к новым конкурентным условиям, более достоверным показателем является провал бизнеса (business failure), исключающий слияния, поглощения и выкуп компаний. По данным британского Центра исследований ритейла (Centre for Retail Research), худшим годом для ритейла был 2012, когда 54 компании прекратили своё существование — в предыдущий раз эта цифра достигалась лишь в кризисный 2008. С тех пор ежегодно упразднялось от 40 до 50 американских ритейлеров, за исключением 2014 и 2015 гг., когда из бизнеса вышли только 25 и 30 компаний соответственно. В первые два месяца 2019 года провалились 15 ритейл-компаний, поэтому есть все основания полагать, что тренд продолжится в обозримом будущем.

На грани краха

-3

Одной из основных причин упадка ритейл-индустрии является рост электронной коммерции, в том числе платформенных компаний вроде Amazon: всё меньше потребителей ходят за покупками в магазин, предпочитая онлайн-шопинг. С 2010 по 2016, доходы Amazon выросли на 64 миллиарда долларов — на три годовых дохода Sears (22 млрд в 2016) за шесть лет. Однако в реальности имеет место более сложный процесс. Электронная коммерция наиболее успешна лишь в определённых категориях товаров (книги, мультимедиа); онлайн-площадки могут успешно конкурировать с крупными ритейлерами за счёт кастомизации продуктов (индивидуальный подбор вещи), а также за счет быстрого и дешёвого возврата и обмена товаров. Все эти сервисы вполне могут использоваться и традиционными ритейлерами, многие из которых прилагают большие усилия для увеличения своего присутствия онлайн. Кроме того, не следует забывать, что розничный бизнес Amazon является убыточным, поскольку бо́льшую часть денег компания зарабатывает за счет своих облачных сервисов.

-4

Другое объяснение заключается в том, что в Америке просто слишком много торговых центров. Одним из ключевых показателей, отражающих развитие ритейл-сектора, является общая площадь аренды на душу населения (GLA, gross lease area). По данным The Atlantic, в США эта цифра составляет 23.5 квадратных футов, что на 40% больше аналогичного показателя в Канаде (16.4), в пять раз больше, чем в Англии (4.6) и в десять раз больше, чем в Германии (2.4). С 1970 по 2015 количество торговых центров в США росло в два раза быстрее, чем население, несмотря на снижение их посещаемости, которая упала на 50% в 2010–2013 гг. и продолжает снижаться ежегодно. По мнению Ричарда Хэйнса, CEO Urban Outfitters, в 1990-е и в начале 2000-х гг. ритейл-индустрия переживала бум, строительство новых шопинг-моллов и супермаркетов подстегнуло рост арендной платы, так что в результате сформировался пузырь, который теперь лопнул — магазины закрываются, а арендная плата снижается.

-5

Помимо прочего, американские ритейлеры накопили существенные долги. Показательный пример — сеть магазинов игрушек и товаров для детей Toys “R” Us, которая ликвидировала бизнес в 2018 году. Банкротство ритейлера в сентябре 2017 года стало одним из крупнейших в истории США после того, как компания не сумела рефинансировать 400 млн долларов долговых обязательств — незначительную часть совокупного долга в 5 млрд долларов. Долговой кризис ритейла является частью общего эффекта антикризисной политики Федеральной резервной системы (ФРС), «накачавшей» американскую экономику дешёвыми деньгами, что сделало рискованные займы более привлекательными. По мере того, как процентные ставки повышаются, ситуация на кредитных рынках становится всё менее благоприятной для заёмщиков, в том числе для ритейлеров. Bloomberg прогнозируетповышение стоимости кредитов для ритейлеров со стандартного уровня в 6.5% вплоть до 13%, как это произошло с Nordstrom Inc. в 2017 году.

Падающего подтолкни

-6

Дополнительным катализатором ритейл-кризиса может быть повышенное внимание частного акционерного капитала (private equity). Такие фирмы известны своим агрессивным стилем инвестирования: они заинтересованы в быстрой реструктуризации с целью перепродажи компании или того, что от неё осталось. По оценкам Retail Dive, с 2002 частные акционеры вложили в розничный бизнес не менее 116.5 млрд долларов, включая такие известные компании, как PetSmart, Dollar General, Staples, Toys R Us, Neiman Marcus Group, Michaels, Petco, Mattress Firm и Claire's Stores. Половина ритейл-компаний, вошедших в топ-10 крупнейших поглощений частными инвестиционными фирмами, начали процедуру банкротства или испытывают финансовые проблемы (рейтинг Caa и ниже по Moody’s). Аналитики Retail Dive указывают, что интерес частного акционерного капитала к проблемным ритейлерам связан с большой долей ликвидных активов в капитале ритейлеров, которые могут быть реинвестированы в бизнес или выплачены в виде дивидендов. Розничный бизнес, обладающий большими резервами наличности, стал лёгкой добычей для инвесторов-хищников.

Не только экономика

-7

Ритейл-апокалипсис может объясняться не только экономическими, но и социальными процессами. В результате отложенного эффекта кризиса 2008 года и снижения реальных доходов населения произошёл сдвиг потребительских предпочтений: люди меньше тратят на «вещи», но ищут новых впечатлений — от похода в ресторан до туризма. Подъём «экономики впечатлений» дополняет индивидуализация потребления, с которой лучше справляются онлайн-магазины, подбирающие рекомендации на основании индивидуальных предпочтений пользователей. Наконец, развитие интернета и новых медиа создаёт новые площадки для социального взаимодействия — от социальных сетей до пользовательских отзывов Amazon. Традиционный торговый центр был публичным пространством, в котором люди могли не просто делать покупки, но и проводить время, общаться и демонстрировать свой социальный статус незнакомцам. Поход в большой супермаркет, составлявший торговое «ядро» шопинг-молла, оборачивался посещением нескольких других магазинов, а семейный досуг на фуд-корте или в кинотеатре становился источником прибыли для арендаторов. По мере того, как происходит размывание среднего класса, частью образа жизни которого были поездки в торговые центры, а с другой стороны — подъёма альтернативных публичных пространств (в том числе онлайн), приходят в упадок и крупные ритейлеры, а вслед за ними и более мелкие арендаторы торговых площадей. Неудивительно, что «мёртвых моллов» в США становится всё больше.

Дмитрий Жихаревич