Пишет имам Али ибн Сулейман аль-Мардауи аль-Ханбали: «Желательно также, чтобы он не брал больше одной (жены), если при этом достигнуто целомудрие, согласно правильному мнению из мазхаба. Однозначно утверждено это в «аль-Музхаб», также в «Масбук аз-захаб», также в «аль-Хуляса», также в «ар-Риаятейн», также в «аль-Хауи ас-сагыр» и в других книгах. И сказано в «аль-Хидая», также в «аль-Мустауыб», также в «Идрак аль-гая»: «Предпочтительнее, чтобы не делал никах больше чем с одной». Сказал «Назым» (Мухаммад ибн Абдулькауи аль-Макдиси): «Одна ближе к справедливости». Сказано в «Таджрид аль-‘иная»: «Это — более известное мнение». Сказал Ибн Хатыб ас-Салямия: «Большинство наших товарищей сочли желательным, чтобы он не брал больше одной». Сказал Ибн аль-Джаузи: «Кроме как если одна не сделает его целомудренным».
И было сказано: «Желательно жениться на двух», — так же как если одна не сделает его целомудренным. И это явный (но не однозначный) смысл слов имама Ахмада, да помилует его Аллах».
См. «Аль-Инсаф» 8/16.
Источник: "А что если имам мазхаба не учел какой-то довод или правило?"
Ранние ученые ханбалитского мазхаба написали множество книг, в которых собирали и анализировали слова и поступки имама Ахмада. Определяли закономерности и правила в его методологии. Совмещали его слова с его правилами и с доводами. Формировали целостную, избавленную от неточностей, противоречий и поверхностного понимания правовую школу.
Это были поколения имамов во всех исламских науках.
Чего только стоят
- Абу Я'ля аль-Фарра
- Абу аль-Хаттаб аль-Кальуазани
- Маджд ад-Дин ибн Таймия
- Муваффак ад-Дин Ибн Кудама
- Ахмад ибн Хамдан аль-Харрани
- Шамсуддин ибн Муфлих
- Аляуддин аль-Мардауи
и не упомянутыми остались десятки имен.
Таким образом, мазхаб имама Ахмада до нас уже дошел максимально исправленным и точным согласно доводам и правилам самого имама Ахмада. И потому совершенно неуместно в наше время призывать ученых этого мазхаба "оставлять мнения Ахмада ради далиля".
Как неуместны и попытки современников доказать, что ханбалитский мазхаб - это то, что они сами в наше время нашли и поняли из слов имама Ахмада в противоречие тому, что уже было утверждено в мазхабе. Поскольку
- с одной стороны до них не дошло многое из того, что дошло до первых имамов мазхаба,
- с другой стороны они не являются специалистами в том, о чем рассуждают,
- с третьей стороны они не являются муджтахидами, и их новые мнения не принимаются.
В исламском фикхе с давних пор нет места произволу случайных людей, возомнивших себя судьями над учеными и их знаниями. Зато все подготовлено для желающих учиться, желающих верно понимать слова имамов прошлого и становиться учеными. Да умножит Аллах число желающих следовать этому пути, и да облегчит их путь.
Твиттер: https://twitter.com/muntaqa_info
Ютуб-канал: https://www.youtube.com/c/muntaqa
Группа "Фикх" вконтакте: https://vk.com/alfiqh
Инстаграм: https://instagram.com/muntaqai
Телеграм-канал: https://tele.click/muntaqa_info или: https://t.me/muntaqa_info