Рубрика: обзорчики на авторов
Кларисса Лоури считает, что автор находит ужас в истинах, которые мы предпочитаем игнорировать.
Мир давно живет во вселенной ужасов, созданной Стивеном Кингом. Ему потребовалось почти пять десятилетий и 58 романов, чтобы в наших снах поселились чудовищные обитатели: монстр из канализации, поедающий детей клоун, дом, который сводит людей с ума, или бездушный ребенок, воскресший из мертвых. Ни один автор не способен внушить читателю такой ужас, как Кинг. Его книги обращаются к нашим самым глубоким страхам.
Незамысловатая проза сделала Кинга легкой мишенью для критиков.
В литературных кругах любят спорить о том, является ли Кинг по-настоящему хорошим писателем или же это просто обманщик, пожелавший возвести беллетристику в ранг высокого искусства.
После публикации «Сияния» в 1977 году газета «Нью-Йорк таймс» охарактеризовала Кинга как «писателя, который создает довольно привлекательный и нелепый бред». В 2003 году критик Гарольд Блум резко отреагировал на известие о том, что Кинг получил награду от Национального книжного фонда за «выдающийся» вклад в литературу, заявив, что это «еще одно доказательство шокирующего процесса упадка нашей культуры».
Такая огромная популярность неизбежно ведет к определенному снобизму. Реализовав более 350 миллионов книг, Кинг стал одним из самых продаваемых авторов за последние полвека. А ведь когда-то он выбросил свой первый роман в мусорное ведро, из которого книгу достала жена. Она убедила Кинга не забрасывать роман, и в 1974 году она была опубликована под названием «Кэрри». В 1976 году роман был экранизирован (главную роль в фильме исполнила Сисси Спейсек), а в 2002 и 2013 годах вышли ремейки оригинальной картины.
Кинг продолжает оставаться основным источником вдохновения для Голливуда – по мотивам его произведений была снято почти сотня фильмов и телевизионных адаптаций. Самая свежая экранизация его романа 1983 года «Кладбище домашних животных» (первая вышла в 1989 году) выходит на экраны кинотеатров на этой неделе. В сентябре выйдет сиквел популярного хоррора 2017 года «Оно», в котором снимутся такие первоклассные звезды как Джессика Честейн и Джеймс МакЭвой. Новые телевизионные адаптации «Противостояния» (мини-сериал 1994 года), «Темной Башни» (фильм 2017 года) и «Чужака» (ранее не экранизировался) находятся в процессе съемок.
Хотя в его творчестве смешиваются элементы научной фантастики, фэнтези, вестерна и детектива, Кинга все еще видят мастером жанра ужасов. Он берет образы, формируемые в общественном воображении, и использует их совершенно по-новому. Его творчество строилось на фундаменте «темной» стороны Америки, которая, наконец, была вынуждена обратить внимание на спорные факты своей истории, такие как движение за гражданские права, войну во Вьетнаме и уотергейтский скандал. Рост числа серийных убийц превратил любого соседа в потенциальную угрозу. Холодная война грозила полным уничтожением одним нажатием кнопки. Эти истины не всем людям давались легко.
Одним из авторов, повлиявших на творчество Кинга, считается Лавкрафт. Монстры, созданные им в романах, отражают собственные опасения автора по поводу огромного научно-технического прогресса начала XX века. Лавкрафт считал, что это может привести к непредсказуемым последствиям.
В 1926 году в «Зове Ктулху» он пишет: «Я думаю, что самой милосердной вещью в мире является неспособность человеческого разума соотнести все его содержимое друг с другом… однажды объединение воедино разрозненных знаний откроет перед нами настолько ужасающие перспективы реальности ... что мы либо сойдем с ума от откровения, либо будем искать спасение от смертельного света в спокойствии новой темной эпохи».
В ужасах Лавкрафта столкновение с непостижимым приносит людям лишь ужас и безумие.
Однако в творчестве Кинга ужасы возникают не из непостижимого, а из правды, которую Америка всегда знала, но долго пыталась отрицать. К примеру, «Кэрри» – это огненный шар ярости, направленный на подавление женской сексуальности. «Сияние» обращается к теме семьи, спрашивая читателя: возможно ли детям выбраться из порочного круга насилия и разрушений, которые они наследуют от родителей. В «Мизери» и «Куджо» рассказывается о том, как самоконтроль может быть уничтожен зависимостью. Кинг также разделил некоторые страхи Лавкрафта, касающиеся новых технологий, выразив аналогичные опасения по поводу того, как мало мы понимаем значение того, от чего уже так сильно зависим. В его работах много машин-убийц – взять, к примеру «Кристину» или «Максимальное ускорение» (первый и единственный фильм, который снял Кинг). Все это идеи, которые угрожают основам патриархального, трудолюбивого американского общества, главной ценностью которого является семья.
Читайте статью: "Кладбище домашних животных": 5 пасхалок, которые вы не заметили.