Как выглядел бальный наряд юной прелестной Кити Шербацкой?
"Несмотря на то, что туалет, причёска и все приготовления к балу стоили Кити больших трудов и соображений, она теперь, в своем сложном тюлевом платье на розовом чехле, вступала на бал так свободно и просто, как будто все эти розетки, кружева, все подробности туалета не стоили ей и её домашним ни минуты внимания, как будто она родилась в этом тюле, кружевах, с этою высокою прической, с розой и двумя листками наверху".
«Сложное тюлевое платье» было действительно сложным – 1870-е были царством объёмной отделки на платьях, которой было больше, чем, пожалуй, когда-либо в истории моды. В одном наряде могли сочетаться широкие воланы, узкие рюши, плиссированные оборки, цветы из шёлка, волны из тюля, кружева и банты... А современники писали: "Юбки драпируются так таинственно, отделка асимметрична, а застёжки так хитро расположены, что даже если вы будете изучать какой-нибудь туалет четверть часа, то попытаться описать его потом письменно – совершенно безнадёжное занятие!"
Что дальше? "Кити была в одном из своих счастливых дней. Платье не теснило нигде, нигде не спускалась кружевная берта, розетки не смялись и не оторвались".
Берта – это широкая оборка вокруг декольте, которая время от времени возникала в женском костюме ещё с XVII века, и была очень популярной в XIX, начиная с 1830-х годов. Особенно в бальных и вечерних платьях с глубокими вырезами и короткими рукавами - она эффектно подчёркивала обнажённые плечи.
"...Розовые туфли на высоких выгнутых каблуках не жали, а веселили ножку".
Высокими каблуки были только с точки зрения современников, а по нынешним – разве что средние. «Выгнутые», скорее всего, означает, что у каблучков была «талия». Такая модель возникла давно, и обычно её называли «каблук в стиле Людовика XV», напоминая о галантных временах эпохи рококо.
"Густые косы белокурых волос держались как свои на маленькой головке".
В то время в моде были причёски с высоко уложенными на затылке косами, жгутами и локонами. И когда своих волос не хватало, добавляли шиньоны.
"Пуговицы все три застегнулись, не порвавшись, на высокой перчатке, которая обвила ее руку, не изменив её формы".
Куда же без перчаток на балу! И поскольку они бальные, то из белой лайки.
И, наконец, одна из самых милых деталей костюма Кити. "Чёрная бархатка медальона особенно нежно окружила шею. Бархатка эта была прелесть, и дома, глядя в зеркало на свою шею, Кити чувствовала, что эта бархатка говорила. Во всем другом могло ещё быть сомненье, но бархатка была прелесть. Кити улыбнулась и здесь на бале, взглянув на неё в зеркало".
Они как раз вошли в моду в то время. В начале 1870-х носили даже бархатки с длинными концами, которые свисали вдоль спины. А чёрный бархат отлично контрастировал со светлыми бальными платьями!
Но к чарам Кити Вронский был уже равнодушен. Анна, только Анна!
Продолжение следует.
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!