Найти в Дзене
Салават Вахитов

Богиня танца!

* АРХИВ БП *

Юрий Узиков. Богиня танца // Бельские просторы. - 2007. - №4. - С. 150-158.

За окном непогода, дождь хлещет, ветер, а в квартире Рашиды Гильмитдиновны Туйсиной тепло, светло, уютно. Хозяйка хлопочет у плиты, заварен чай.

По законам башкирского гостеприимства, Рашида-ханум предложила сначала отведать кушанья и чаю, а потом уже поговорить о своей жизни, о работе, о сегодняшних буднях. Рашиду Туйсину представлять не нужно. Заслуженная артистка России, народная артистка Республики Башкортостан, лауреат премий имени Салавата Юлаева и Г. Саляма известна у нас в республике, в стране. Солистка ансамбля, как добрая волшебница, заворожила своими танцами тысячные аудитории концертных залов, театров, дворцов многих стран.

Поинтересовался я у Рашиды-ханум, нет ли у нее карты, на которой были бы отмечены маршруты ее гастролей.

— Трудно составить такую карту, — без рисовки ответила она. — Вся она была бы в значках, линиях, отметках. Танцевала за рубежом бывшего Союза — в странах Азии и Африки, Европы. Это Мали, Сенегал, Гвинея, Индия, Монголия, Франция, Италия, Швеция, Германия, Польша, Финляндия, Испания, Дания... Ну, а городов нашей страны не перечесть.

Мы просматриваем книги, газеты на разных языках, в которых говорится о творчестве народной артистки, о гастролях, перелистываем альбомы с фотографиями. На них она молодая, красивая — своеобразный образ прекрасной, талантливой женщины-башкирки.

А сама Рашида о себе рассказывает вот что. Родилась 10 мая 1942 года в деревне Чингизово Баймакского района. Деревня старинная, до начала восемнадцатого века она называлась Мунаш. Носит название по имени Чингиза (Сынгыза). Жители ее участвовали в Отечественной войне 1812 года, в русско-турецкой войне. Были среди них и кавалеры серебряных медалей «За взятие Парижа. 19 марта 1814 года».

В годы Великой Отечественной войны вместе с сельчанами ушел на фронт отец. Вернулся и вскоре от полученных тяжелых ран скончался. На руках у Мархабы-апай, матери Рашиды, осталось четверо детей. Ее, младшенькую, она очень любила, ласкала, возлагала на нее большие надежды. Рашида росла выносливой, любой работы не чуралась. В любую погоду — в пургу и в дождь — в худенькой одежонке спешила в школу за три километра. Любила в юности косить траву. Суровая закалка в баймакских степях — это, возможно, и есть один из секретов ее неувядающей молодости.

После окончания средней школы осталась пионервожатой, тянуло ее к ребятишкам.

В 1960 году Рашида Туйсина приехала в Уфу на семинар пионервожатых. С малых лет была она влюблена в народную песню и танец. А в столице стало известно, что объявлен набор в Государственный ансамбль народного танца Башкирской АССР, которым руководил тогда основатель этого коллектива Файзи Гаскаров.

Об участии Рашиды Туйсиной в конкурсе поэтично рассказывает поэт и ученый Рашит Шакуров:

«Рашида пришла уже к самому концу второго тура конкурса. По правилам, ее могли бы и не допустить к просмотру. Да и просьба ее состояла лишь из отчаянного, вырвавшегося из глубины души вопроса: «А я?» Все было естественно и уместно и в ее растерянном возгласе, и в ней самой, готовой сплясать любимый ею танец «Загида».

Огорченная и растерянная Рашида удивительным образом поколебала неприступных членов жюри, и ей разрешили танцевать. Она прошла в третий тур. И снова с таким же волнением вышла на сцену. Снова танцевала «Загиду». Файзи Гаскаров предугадал тогда в этой тонкой, как стебелек, еще во многом неумелой юной танцовщице лучшую в скором будущем исполнительницу «Загиды», жемчужины башкирского танца.

И этот волнующий рассказ о женщине-башкирке, о чистоте и целомудренности ее душевных движений, о ее светлой любви, одухотворенной радостью восприятия красоты жизни и родной природы, всюду покорял зрителей. Рашиде предстояло не только возродить танец, но и создать свой собственный пластический образ прекрасной женщины-башкирки, символизирующей собой древнюю уральскую землю — Башкирию.

Так вышло, что, став солисткой ансамбля, Рашида Туйсина впервые исполнила «Загиду» перед зрителями не на каком-либо очередном концерте, а на сцене Кремлевского Дворца съездов.

В течение нескольких минут поведала Рашида о своей уральской родине, о богатстве души ее людей. Зал с затаенным дыханием следил за каждым движением, жестом, за каждым поворотом головы, за выражением ее сияющего лица. А в конце вдруг на несколько секунд наступила глубокая тишина, но тут же раздался гул аплодисментов.

В 1968 году Рашида Туйсина была участницей IX Всемирного фестиваля молдежи и студентов в Софии. Исполнив под аккомпанемент курая свой любимый танец «Загида», Рашида завоевала звание лауреата и золотую медаль фестиваля. С неизменным успехом выступала она и в сольных танцах, и в массовых номерах. В золотой фонд башкирской хореографии вошли такие танцы, как «Гульназира», «Семь девушек», «Проказницы» и др. В них в течение многих лет все с тем же блеском и мастерством солировала Р.Г. Туйсина».

Мне довелось видеть, как восторженно принимал ее переполненный зал дворца культуры села Субхангулово. Она показала в танце лучшие черты башкирской женщины: мягкую сдержанность и обаяние целомудрия, показала свое видение национального характера.

О поездке Туйсиной в Рогервик, в древнюю эстонскую крепость, где в заточении провел последние годы Салават Юлаев, о концерте в Таллине вспоминает Альфия Сабитова:

«За кулисами огромного зеленого театра ведущий концерта объявил, что выступает солистка Башкирского ансамбля народного танца Рашида Туйсина.

Как только запел курай и Рашида по-женски плавно, в непередаваемом изяществе, как умеет только она, поплыла в танце, в ней с новой силой зазвучали в душе слова Салавата Юлаева:

Милая моя земля,

Реки сладкие, поля,

Березняк и чернотал,

В небо вздыбленный Урал, —

Я одну мечту таю:

Родину воспеть мою.

Впечатления о Рогервике, тоску вытесняли все нарастающие звуки курая. Рашида, вся в плену танца, ускорила ритм. Ее движения стали мельче, но каждая, даже самая мелкая дробь, была четкой и законченной. Танец рассказывал о Башкирии, ее зеленых просторах, чистых реках, о табуне коней, пасущихся у берега. И над всем этим — песня, она гордой птицей летела над ее Родиной...

«Родину воспеть мою...». Эти слова очень точно выражают настроение, которое вкладывает в свои танцы Рашида Туйсина.

Пройдут годы и, несомненно, в Башкирском ансамбле народного танца появятся не менее яркие, талантливые танцовщицы. Но успех к ним придет лишь в том случае, если они, как Рашида, будут танцевать не просто сюжет, сценку, а лепить пластический образ родной стороны...»

К оценкам творчества, к описаниям танцев Рашиды Туйсиной, которые даны Рашитом Шакуром и Альфией Сабитовой, трудно что-то добавить...

...Мы беседуем в квартире Рашиды Туйсиной в многоэтажном доме по улице Аксакова. Мелодично звенят колокольчики настенных часов, напоминая, что время идет. Проходят годы жизни и у Рашиды. Разные они были, добрые и не очень.

...Снова мелодично звонит колокольчик настенных часов. Закрываем просмотренные альбомы, убираем подборки газетных вырезок. Замечаю еще одну из статей — «Богиня танца». Это снова о ней, замечательной артистке Рашиде Туйсиной, давно уже вошедшей в историю.