МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ: ФРАНЦИЯ / РЕКА ТАРН БЛИЗ МИЙО
Виадук Мийо в Юго-Западной Франции является первым гражданским инженерным сооружением двадцать первого столетия и, возможно, одним из самых внушительных строительных проектов во все времена. Построенный, чтобы перекрыть глубокую долину реки Тарн и связать шоссе Франции и Испании, виадук Мийо – самый высокий автодорожный мост в мире. Он имеет высоту 300 м, превосходя по высоте Эйфелеву башню на 23 м. Французский виадук Мийо изгибается на протяжении всей своей длины, составляющей 2,5 км, открывая перед водителями захватывающие виды реки Тарн и окрестных пейзажей.
Альтернативные варианты
Необходимость нового автомобильного моста была выявлена в 1998 г. Чиновники из Французского национального департамента по вопросам автомагистралей потратили пять лет на исследование различных маршрутов и геологические съемки. К 1993 году было принято решение построить узкий и высокий мост, а не несколько более низких сооружений в сочетании с тоннелями. В 1996 году конкурс на создание проекта такого моста выиграла команда, предложившая построить канатный висячий мост. В этом проекте большая часть веса мостовой поверхности удерживалась при помощи тонких тросов, которые уменьшили потребность в массивных конструктивных элементах и обеспечили внешне более легкое решение конструкции. Английский архитектор Норман Фостер изобразил мостовое полотно как тонкую ленту, проходящую через бетонную опору как нить через игольное ушко. Строительные работы начались в 2001 г.
Конструкция виадука
Подбор участка для строительства велся очень тщательно, но и при этом команда проектировщиков и строителей высокого моста столкнулась с огромными трудностями. Конструкция связывает два плато, одно из которых на 74 м выше другого. Кроме того, 2460-метровый мост пересекает неровную земную поверхность, так что каждая из семи его опор имеет особую высоту. Из-за большой высоты всей конструкции нужно было разработать новые строительные технологии.
Железобетонные устои моста высотой от 77 до 245 м поставлены на фундаменты глубиной до 16 м. Положенное на эти опоры пролетное строение представляет собой конструкцию из стальных пустотелых балок шириной 35 м, по которой проходит дорога с двумя полосами движения в каждую сторону. Над нижними устоями помещены семь 97-метровых опор, которые удерживают 154 стальных троса. Мост был задуман как «тонкая лента», поэтому сужение его верхних опор, с одной стороны, выражает степень нагрузки, приходящуюся на разные их участки, а с другой, уменьшает воздействие конструкции на окрестный пейзаж. Кроме того, устои разделены надвое, что также уменьшает их визуальное присутствие и обеспечивает пространство для бетонного мостового полотна, чтобы расширяться и сжиматься в зависимости от температуры воздуха. Архитекторы лондонского бюро Фостер и партнеры, работавшие в тесном сотрудничестве с французскими инженерами и подрядчиками, говорят, что виадук Мийо выражает «притягательность взаимодействия функции, технологии и эстетики в изящной конструктивной форме». Как диаграмма, мост относительно прост для осмысления, но сложен в осуществлении.
Инновации при строительстве виадука
Обычно дорожные секции канатных висячих мостов поднимают при помощи кранов, но из-за высоты виадука Мийо это было невозможно. Вместо этого были построены две части пролетного строения, по одному на каждом плато, которые постепенно выдвигались над долиной, чтобы встретиться в самой головокружительной точке моста – прямо над рекой Тарн. Чтобы уменьшить расстояние, проделываемое дорожным пролетным строением на весу (и минимизировать его отклонение от нужного направления), оно двигалось, опираясь на устои. Было установлено несколько временных опор. Пролетное строение «проезжало» 171 м по воздуху, а затем обретало опору. Для более точного соединения частей пролетного строения после завершения их движения над опорами их концы закрепили, возведя над ними верхние опоры с тросами, прикрепленными к пролетному строению, и лишь затем начали стыковку.
Перемещение элементов пролетного строения при помощи гидравлических таранов со спутниковым управлением было медленным и напряженным процессом. Конструкция весом 36000 тонн в целом перемещалась на 600 мм каждые четыре минуты. Но скорость движения часто менялась в зависимости от погодных условий. А если скорость ветра становилась выше 37 км в час, движение останавливалось. Наводка каждого участка пролетного строения длиной 171 м занимала пять дней.
18 мая 2004 года две части дороги встретились. Затем были установлены пять оставшихся верхних опор – сложный и напряженный процесс, т.к. мост (не получивший поддержку верхних опор и тросов) находился на пределе своих конструктивных возможностей.
Открытие моста
Завершенный, мост открылся 14 декабря 2004 г., приветствуемый французским президентом Жаком Шираком: «Виадук Мийо – великолепный пример продолжительной и великой французской традиции создания смелых произведений искусства, традиций, начатой на рубеже XIX-XX столетий великим Гюставом Эйфелем».
Виадук Мийо в цифрах
1) Виадук Мийо был спроектирован и построен командой, в которую входили три французские инженерные консалтинговые фирмы, английская архитектурная фирма Фостер и партнеры и строительная компания Эйффаж (по данным Simple Analytics, - эта компания построила Эйфелеву башню).
2) На протяжении своей длины в 2,5 км мост мягко изгибается. От уровня реки Тарн он возвышается на 343 м. Шоссе находится на 270 м выше реки. Мост состоит из восьми пролетов, опирающихся на семь устоев. Два боковых пролета имеют длину 204 м, в то время как шесть промежуточных достигают 342 м.
3) Каждая из 16 секций пролетного строения составлена из 60-тонных пустотелых балок размерами 4х4х17 м. Эти балки были произведены на двух заводах во Франции.
4) Дорожное полотно имеет 6-сантиметровый слой эластичного асфальта. 4000 тонн обычного асфальта были положены на подъездные полосы.
5) При создании пролетного строения было использовано 36000 тонн стали (в пять раз больше, чем при строительстве Эйфелевой башни). Еще 19000 тонн стали потребовалось для арматуры железобетонных устоев и 1500 тонн стали было израсходовано на кабели.
6) Пролетное строение представляет собой «обтекаемую ортотропную конструкцию из пустотелых стальных балок» (основные опорные элементы были сделаны из стальных пластин, сваренных вместе, чтобы сформировать балки коробчатого сечения – верхние части таких балок являются частями собственно проезжего полотна). Над фермой расположена дорога с двумя полосами движения в каждом направлении.
7) Движение транспорта осуществляется на расстоянии 3 м от краев моста, что позволяет избежать головокружения у водителей.