Поселение на берегах реки Чернавки, одного из притоков Охты, появилось еще в первой половине XVIII века, когда Петр I повелел разместить здесь плотников, работающих на верфях. Рядом с поселком появилась церковь и кладбище, которое разрасталось и со временем стало общегородским. Именно здесь хоронили умерших от эпидемии тифа, а когда кладбище оказалось переполненным, то рядом с ним обустроили еще одно, получившее название Большеохтинское.
Хоронили на Большеохтинском кладбище мастеров, работавших на верфях, солдат и матросов, а также преподавателей и учениц Смольного института. На территории было построено несколько церквей, одна из которых, единоверческая преподобной Марии, была возведена на деньги знаменитого купца Степана Елисеева, который потратил на нее порядка двух миллионов рублей.
Октябрьская революция значительно изменила облик кладбища: были уничтожены практически все церкви, под снос пошли надгробия, памятники и склепы бывших «царских слуг». Но традиция хоронить здесь героев войны осталась. Так, на Большеохтинском кладбище покоится прах героев Советско-финской войны, а во времена блокады Ленинграда здесь появляется братская могила жертв голода и бомбардировок.
С ростом Ленинграда и необходимостью увеличения улично-дорожной сети в 1970-е годы остро встал о дальнейшей судьбе Большеохтинского кладбища. Через него должна была пройти одна из основных магистралей Красногвардейского района – проспект Энергетиков. Власти Северной столицы выдали разрешение на перенос могил, находящихся в полосе отвода проспекта, и начало производства работ.
Мне удалось пообщаться с одним из участников строительства, в 80-е годы работавшим мастером и руководившим бригадой дорожных рабочих. Согласно его воспоминаниям, многие рабочие и механизаторы, натыкавшиеся на гробы и кости, отказывались работать до тех пор, пока специальные службы не проведут вывоз останков. Тем не менее, под давлением руководства работы были продолжены и в 1984 году сквозное движение по проспекту Энергетиков было открыто.
В настоящее время Большеохтинское кладбище, остающееся действующим, разделено на две части – западную с преимущественно старыми могилами, и восточную, где расположены захоронения жертв блокады. Но старожилы города до сих пор помнят, что проспект, делящий его, проходит по костям.