Найти тему

5 главных ИТ-решений для энергетических компаний

Оглавление

Цифровая трансформация затронула все важнейшие отрасли промышленности и экономики России, в том числе энергетику. Применение цифровых технологий влияет на ряд показателей: повышает эффективность, снижает себестоимость и привлекает инвестиции. Трансформация охватывает все уровни топливно-энергетического комплекса: модернизацию объектов, развитие систем управления жизненным циклом производственных систем, развитие систем для распределения и передачи энергии, а также совершенствование клиентских сервисов. Существенную роль в переходе на цифру играют государственные инициативы. В первую очередь, речь идет о дорожной карте EnergyNet и программе «Цифровое предприятие».

Сегодня ИТ-технологии необходимы для управления активами и финансовыми потоками, производственными процессами и энергосбытом.

E-commerce и личный кабинет

Основными причинами перехода на e-commerce для многих энергокомпаний является желание их клиентов получить быстрый доступ к своим счетам и заказам, оптимизировать процессы запланированных поставок и упростить процесс оформления заказа. Энергосбытовые компании открывают маркетплейсы, позволяющие продавать различные дополнительные услуги: установку или очистку кондиционеров, сантехуслуги, установка и обслуживание приборов учета воды и др.

На сайтах компаний стали массово появляться личные кабинеты, что объясняется рядом причин. Первая – исполнение Постановления Правительства, обязующего теплоснабжающие и теплосетевые организации принимать от клиентов различные заявки в электронной форме. Вторая – это удобно! Личный кабинет стал реально эффективным инструментом электронного обмена документами, передачи показаний, фиксирующий историю начислений каждого клиента и др. Ярким тому подтверждением стал проект НОРБИТ, в рамках которого был автоматизирован клиентский сервис ПАО «МОЭК». На сайте компании работает «Единый личный кабинет клиента». За полгода работы сервиса сократилось время и количество ошибок при обработке обращений на 30%, и был оптимизировать бюджет веб-проектов на 15%.

Автоматизация управления закупками

Если говорить о сотрудничестве НОРБИТ с крупными корпоративными заказчиками из сфер тепло- и электроэнергетики, то следует выделить проекты по автоматизации системы управления закупками.

На базе SAP ERP в энергетическом холдинге «Сибирская генерирующая компания». работает закупочная система, которая содержит более 200 тыс. позиций в заказах, ее инструментами пользуются более 3,5 тыс. специалистов.

Еще один проект – НОРБИТ развивает торгово-закупочную систему на базе платформы Norbit Business Trade в Группе компаний «РусГидро». Сейчас к системе подключено 70 организаций, количество пользователей составляет 1,5 тыс. сотрудников. Текущий проект в «РусГидро» считается одним из этапов цифровой трансформации корпорации.

Биллинг и учет

Переход на цифру происходит в направлении финансово-хозяйственной деятельности. Автоматизированные биллинговые системы используют для расчета электропотребления клиентов, контроля достоверности показаний приборов учета, ведения претензионно-исковой работы с должниками и др.

Крупные представители рынка энергетики развивают системы диспетчерского учета и контроля. В ДТЭК специалисты НОРБИТ развивают систему SAP IS-U. Благодаря ее внедрению заказчик решит проблемы выявления неучтенных технических потерь, связанных с отсутствием фактических графиков нагрузки потребителей и с отсутствием учета на последующих участках сети. Решение позволяет произвести моделирование характера нагрузки потребителей, определить объемы, проходящие по любому участку сети с учетом технических потерь, выявить аномалии в потреблении и повысить точность расчетов.

Развитие цифровых клиентских сервисов касается проектов по внедрению смарт-контрактов на базе технологий блокчейна. Все транзакции смарт-контрактов являются прозрачными и необратимыми, т.е. они защищены от изменений данных задним числом. Оцифровка процессов по созданию и запуску смарт-контрактов часто упрощает технологию и стоимость их реализации.

BI и Big DATA

В компаниях происходит активное развитие BI-систем, отвечающих за сбор и анализа больших массивов данных в реальном времени. На основе аналитических отчетов руководство принимает управленческие решения. Один из основных сценариев использования комплекса решений на базе технологий искусственного интеллекта и больших данных – это управление активами и их ремонтом. Предиктивная аналитика позволяет строить прогнозные модели по будущему состоянию технического оборудования, вычислять поломки и планировать ремонтные работы. В свою очередь, энергосбытовые компании могут собирать данные об энергопотреблении каждого клиента в определенный период времени.