22 марта 2019 японская компания FromSoftware, известная по играм Demon Souls, Dark Souls и Bloodborne, впустила новую ультрахардкорную игру — Sekiro: Shadows Die Twice. И я, как поклонник игр Фромов, ворвался в мир цветущей сакуры и бритвенно-острых катан.
Но сразу хочу оговорится — я очень далек от японской тематики и культуры, настолько, что это граничит между пофигизмом и отторжением. Да, меня можно упрекнуть в том, что я восхвалял Shenmue (и буду это делать дальше), но там игра про более-менее современную Японию (действие игры происходит в конце 80-ых), и все сильно разбавлено колоритом той Японии. Поэтому играя в Sekiro, я не отвлекался на архитектуру пагоды, стоящей в бамбуковой рощице, на краю обрыва (я, конечно, туда забрался, но не красоты ради), а максимально был нацелен на сюжет и геймплей.
И начать я хотел бы с того, что мне не понравилось.
Самый главный минус, для меня, это боссы. Если кто знаком с серией Dark Souls, то скорее всего наслышан про вторую часть — рыцарская тематика, большинство врагов — это разные виды рыцарей, а боссы далеко не ушли от средневековой тематики. Такая же проблема и у Sekiro — вы сражаетесь с самураями, синоби и охотниками на синоби. По сути, 90% врагов имеют катану, дайкатану или копье (можно кинуть в меня камень, но я в оружии японских воинов мало что понимаю). Боссы мало отличаются от сильных мобов, а иногда и слабее.
Я все же ожидал от Миядзаки (легендарный режиссер серии Souls) немного другого — больше дичи, больше мифологии и огромных монстров, от которых ты спать по ночам не сможешь. Мифологии, конечно, вбухали, но чтоб прям «ВАУ» не было (ладно один раз было, но спойлерить не буду).
Отсутствие «шмоткодрочесртва». Да, вы не будите собирать новые мечи, копья и всякую броню — все что ваш синоби использует (помимо протеза и его улучшений, об этом ниже) с тем вы и дойдете до финала. Т.е. вы не сможете создать своего персонажа, облачить в стильные порванные трусы и на стиле вырезать пол Ярна… кхм... Замок Асина. Тут же и проблема стиля прохождения, т. е. в DS/BB вы сами могли выбрать как проходить игру или магом, или рыцарем, или с мечем, или с копьем. В Sekoro за вас все решили.
Так же игра полна самоповторов - т. е. многие вещи взяли из старых частей Фромов. Естественно, тут есть бутылка с «эстусом» и даже драже, которые восстанавливают жизнь (опять же, передаем привет Dark Souls 2), многие вещи просто перекочевали и мимикрировали в японские конфетки и шарики (баффы на выпадение денег и вещей), конфетти, идолы и т. д. Помимо этого в некоторых врагах читается, по поведению, из какой они игры — петухи — это вороны из BB, болотный народ — ребята с длинными палками из DS3 и т.д. Но к счастью, из-за сеттинга и того, что многие враги - люди с мечами, то это не так сильно бросается в глаза. Ну и конечно, есть ядовитая локация — не за что.
Ну и под конец негатива — нет онлайна. Спорный момент, т. к. онлайн в DS/BB как помогал, так и усложнял игру. Плюс в играх образовались пласты людей который только помогают другим с боссами или с вторгнувшимся людьми. А некоторые являются этими вторгнувшимся, и всячески мешают вам проходить. В Sekiro этого нет, но в силу сеттинга и уклона в сюжет это практически невозможно, но хотелось бы, т. к. без ощущения того, что сейчас появится красный гад и вероятность прохождения дальше скатывается в ноль, играется скучновато.
На этом вроде все, но если и были моменты, то уже не так напрашивались (например, все та же проблема с камерой). Поэтому перейду к новым вещам в старой формуле DS. Да-да Sekiro это все тот-же Souls, но сложнее. И начну с главного — геймплей и прокачка.
Геймплей Souls-игр в основном состоял в изучении мира и боев. В Sekiro разработчики решили добавить еще одну переменную и пересобрать, а точнее подогнать по японский сеттинг, остальные.
Боевка
Первое, что бросается в глаза — отсутствие выносливости, т. е. вы можете носиться по карте и махать мечом, и при этом не вспотеете. Но появилась новая полоска — концентрация. Эта полоска заполняется как у врагов, так и у вас по мере проведения боя. Заполняется она при блоках и пропуска удара (в этом случае еще и здоровье отбавляется). И когда концентрация достигнет максимума, то вы или враг будет уязвим для смертельного удара, и не зависимо от количества жизней — смерть.
Эта система работает и на боссах, но с ними сложнее, т. к. у них есть дополнительная жизнь (как и у вас) — т. е. после смертельного удара, у врага восполняется все здоровье, и он входит в новую стадию. И у боссов шкала концентрации заполняется достаточно тяжело, поэтому приходится подбирать дополнительное оружие, к которому мы и переходим.
Рука-протез. Игра начинается с того, что герой теряет свою руку и ему «пришивают» протез синоби, который можно улучшать всякими игрушками — сюрикены, петарды, копье, свисток и т.д. Опять же, все по старой формуле DS/BB — есть многоразовые предметы, которые помогают против определенного типа врагов или боссов. Так и в Sekiro – вам необходимо подбирать улучшения, чтоб у врагов быстрее заполнялась шкала концентрации, и тем самым победить.
И если вы подумали, что при таком раскладе игра стала проще — нет. Это самая сложная игра из тех, что я играл от разработчиков FromSoftware. Именно бои очень тяжкие и потные. От игрока требуется максимальная концентрация, т. к. враги стали очень быстрые, и каждый следующий еще быстрее, а в конце заканчивается тем, что вас в углу зажимает рядовой ниндзя и, без перерывов на подышать, уничтожает.
Изучение мира
В прошлых играх Фромов, изучение мира было одним из ключевых моментов, ведущитх к успеху, т. к. найти колечко на защиту от огня, а потом спуститься к огненному боссу и не огрести за пол тычка, это того стоит. Но вы все делали это на своих двоих, а Sekiro предлагает нечто другое.
Крюк-кошка. Один из механизмов, который нельзя поменять, является кошка, с помощью которой вы можете хвататься за некоторые(!) уступы или деревья и подтягиваться туда. Т.е. вы становитесь таким японским Бэтманом. К тому же — вы не можете упасть если упретесь в обрыв, т. е. игра практически лишена тупых срывов в бездну, но иногда(!) все же враг может вас сбросить, но у меня это было лишь раз.
Не отходя от темы обрывов, вы не можете разбиться если прыгнули с очень большой высоты, а если прыгнули в бездну, то вы возвращаетесь, но без некоторого количества жизней.
Стелс
Любители стелса, садитесь поближе. Как я написал выше, что бои самая сложная часть игры, но разработчики немного сжалились над нами и добавили стелс. Он очень примитивный. Настолько, что враги вас не замечают уже на дистанции 15-20 метров.
Но самая прелесть в том, что вы сразу убиваете обычного, или снимаете первую линейку жизни у сильного врага.
Но под конец игры, есть локации, где враги достаточно умны, чтоб делать грязные вещи против вот таких вот умников.
Помимо вышеперечисленных вещей, поменяли прокачку. Т. к. убрали классы и всякий армор, то смысла в таблицах прокачки нет никакого, поэтому ее убрали. Прокачка разделилась на несколько ветвей — способности и приемы синоби (первые две ветки вы открываете достаточно быстро, а вот остальные или вообще можно не открыть, или только под конец), и улучшение протеза.
По способностям все просто — прокачка фляги и разные пассивки. Но в тех же ветках есть и приемы. Приемы — это «супер» удары, которые, как и улучшение протеза помогают в бою (и то и другое надо пересобирать, т. к. тактика против одного не работает против других, что логично). В середине открывается еще ниндзюцу — это такая магия, которую можно использовать при тихом убийстве или смертельном ударе сзади.
Ну и самое интересное (для меня) изменение в прокачке — увеличение урона, жизни и концентрации. В DS/BB ситуация была проста — босс убивает с одного чиха, идешь качаешься — фармишь души, вкачиваешь в характеристики, а потом возвращаешься и даешь ему под зад. В Sekiro ситуация изменилась. Вы так же можете фармить опыт и деньги (тут это разные вещи), но за них вы прокачаете только навыки и протез, но никак не атаку или жизни. Для этого вы должны охотиться за сильными врагами (те, которых приходится убивать два раза) и боссами, т. к. с них можно получить бусины и воспоминания (только с боссов). И с помощью этих двух «валют» прокачиваться. Бусины так же можно найти в секретных местах.
Ну и перед тем, как подвести итог пройдусь по сюжету. В отличии от DS/BB он тут есть. Тчк. Спасибо. До новых встреч.
Да он есть и за ним интересно наблюдать, что нетипично для игр FromSoftware. Есть вполне понятные дополнительные задания, а не тайные сюжетные линии, которые можно пройти только по гайду. Саму историю еще разбавляют воспоминания героя (точнее не его, но там станет ясно, как бабку убьете). Да и вообще, мне как человеку знакомому с культурой Японии только по фильмам Такеши Китано, мультфильмов Миядзаки и одного аниме «Золотой мальчик», было очень даже ничего понаблюдать за тем как устроена жизнь синоби и его отношения с господином (там и кодекс синоби, война домов и т.д.).
Итог я попытаюсь не растягивать, т. к. уже нарушил мыслимые размеры текста. Sekiro: Shadows Die Twice – максимально другая игра от FromSoftware, но на тех же рельсах, что и раньше. Игра более сложная и динамичная. Но т. к. сеттинг явно не для меня, даже при таких шикарных боях, возвращаться я не собираюсь, а тем более проходить второй раз.
Если вам понравилось, то ставим "палец вверх". Пишите комментарии и заходите в группу в ВК. Так же вы можете поддержать меня на Patreon.