Среди профессиональных литераторов часто встречается презрительное, почти брезгливое отношение к развлекательной литературе. Целые жанры, такие как детективы, женские романы, фантастика и фэнтези на автомате отметаются, как нечто недостойное внимания и обсуждения. Бытует мнение, что книги этих жанров создаются авторами с единственной целью – срубить бабла с читателей. И снобам от литературы даже не приходит в голову, что автор может просто искренне любить подобный жанр, а о деньгах задумывается (если вообще задумывается) в лучшем случае после того, как ставит последнюю точку в рукописи.
Такое разделение берет начало ещё в древнерусской литературе. Тогда жанры делились на высокие и низкие. Причем, комедия считалась низким жанром, а трагедия – высоким. Но как показывает драматургическая практика заставить зрителей смеяться ничуть не легче, чем заставить плакать. По большому счету не так важно, какие именно эмоции перетряхнут душу читателю, положительные или отрицательные, главное, чтобы эмоции эти были достаточно сильны, чтобы вызвать катарсис. Да-да, тот самый, о котором писал Аристотель в «Поэтике».
Кстати, сказки в древнерусской литературе также относились к «низким» жанрам. Но низкий в данном случае не синоним низкопробности и низкосортности. Литература – это не пшеница, чтоб делится сорта. Хоть книги и считаются духовной пищей. Но любая пища должна быть не только полезной, но и вкусной. Как писал, если не путаю, Замятин в предисловии к антиутопии «Мы» «заурядные читатели, как дети, и ни за что не станут глотать горькую правду, если не полить густым приключенческим сиропом». Цитата не дословна, но смысл примерно такой.
Возможно, для кого-то из профессиональных писателей станет большим разочарованием то, что большинство людей книги читает не ради художественности, и не ради духовного обогащения, а просто хочет отдохнуть душой и прокачать эмоции, как мышцы в тренажерном зале. И с этой задачей детективы и прочие развлекательные книги справляются на ура.
Вы спросите, как же «разумное, доброе, вечное», которое завещал сеять классик? Как же глубокий смысл, нравственный посыл и прочее, прочее, прочее? Неужели всего этого быть не должно? Но кто сказал, что разумность и развлекательность не сочетаются? В тех же сказках при всей развлекательности испокон веку заложена мудрость народная. А в сказках авторских всегда есть место для авторской философии. Нужно просто читать между строк. Развлекательная литература – это больше чем просто хлеб для души. Это, образно говоря, хлеб с вареньем. И читатель, жаждущий варенья, неизбежно съест ради него весь хлеб.
Олеся Шмакович