Эту историю лучше начать с географического экскурса.
Королевство Непал – далекая и загадочная страна в Гималаях. Расположена между Индией и Тибетским автономным районом Китая. Столица – Катманду. Коренное население тибетцы, непали, таманги и шерпы, исповедующие индуизм и буддизм. Главная достопримечательность – Эверест или «Вершина мира».
Возникает вопрос, что там делали наши разведывательные службы в 70-е годы? Отвечаем: политбюро СССР интересовала военно-политическая обстановка не только в Европе и США, но и по всему миру. Мы продолжали продвигать идеи социализма в странах Юго-Восточной Азии и Африки, сравнительно недавно получивших независимость.
История первого предательства
В 1971 в Катманду для налаживания отношений между Непалом и Советским Союзом приезжает молодой специалист Государственного комитета по внешним экономическим связям Леонид Полищук. На самом деле эта должность была прикрытием для его основной работы. Полещук был сотрудником ПГУ – управления в структуре КГБ, которое занималось внешней разведкой.
Столица Непала, расположенная в живописной долине, Леониду сразу понравилась. Любил он посещать построенный американцами культурный центр в Катманду. Это был целый комплекс с бассейном, теннисными кортами и видеозалом, о котором в ту пору наши граждане и не слышали. Там можно было посидеть в баре с бокалом виски, познакомиться с иностранцами, посмотреть на европейских женщин. Леонид первый год находился в командировке без жены, которая с родившимся ребенком осталась в Москве.
Не обременённый семейными проблемами, Полещук попробовал посещать массажные салоны, но обстановка их ему не понравилась. Зато стал захаживать в казино и быстро пристрастился к рулетке. Полученные на оперативные расходы деньги быстро уходили не по назначению. Молодой разведчик вел финансовое хозяйство резидентуры и отвечал за оперативную кассу. Однажды он решил сыграть по крупному, взял из неё пять тысяч непальских рупий (эквивалент 300 долларов) и быстро их проиграл.
За растрату казенных денег голову снимут. Стал думать, как вернуть долг. Что-нибудь ценного на продажу у него не было. Вот и решил Полещук продать подороже секреты, к которым был допущен по своей основной работе.
Вышел на резидента ЦРУ в Непале Джона Беллингейма и предложил свои услуги. Тот сразу же потребовал от Полищука информацию о деятельности КГБ в этом регионе. Удостоверившись, что это не подстава, американцы присвоили новоиспеченному агенту псевдоним «Уэй» и выдали деньги.
В 1974 году срок командировки Полищука в Непале подошел к концу. Выполнением главной вербовочной задачи он не отличился. Был на среднем уровне и осел в одном из отделов центрального аппарата КГБ. Перед отъездом заявил своему куратору из ЦРУ, что работать в Москве в условиях жесткого контрразведывательного режима не намерен. Обещал выйти на связь, если будет направлен в очередную заграничную командировку. Ждал он её целых 10 лет.
История второго предательства
В 1984 году подполковника Полищука отправляют в Нигерию. Страна эта, расположенная на западе африканского континента, считалась среди советских граждан опасной. Мафиозно-криминальные кланы вели войну между собой за нефть, найденную там в большом количестве. Бандитизм и продажные чиновники были обычным явлением. В столице грабежи и убийства случались чуть ли не каждый день.
Прибыв в Лагос и осмотревшись, Полещук стал искать возможность восстановить связь с ЦРУ. Здесь не было такого культурного центра как в Непале и американцы по улицам нигерийской столицы не разгуливали. Да и в посольство США так просто не заявишься. Нужно было искать иной способ и предатель вскоре его нашел.
Возле посольства находился крупный столичный универмаг. Полещук «поскользнулся» на его лестнице и попросил позвать американского врача. Когда тот осматривал его ногу, Леонид шепнул: «Передайте привет Беллингейму. Мы вместе работали в Непале. Буду ждать его по пятницам в 19 часов в баре гостиницы Хилтон».
Связь с агентом «Уэй» американцы быстро восстановили. Они стали получать от него ценную информацию о проводимых КГБ операциях в Нигерии, её агентуре и составе резидентур. В этот раз в командировке Полещук долго не задерживался. Перед отправкой на родину согласился продолжить сотрудничество с американской разведкой. Для него были разработаны условия связи в Москве.
Арест изменника и логичный конец всей истории
Если первое предательство сошло с рук Полищуку, то на втором он погорел. Выдал его сотрудник американского посольства в Москве на тайниковой операции. Не обнаружив «наружки», он закладывал тайник с инструкциями и деньгами для агента «Уэй» под наблюдением. Бригаде наружного наблюдения сталось дождаться того, кто придет его изымать.
Пришел подполковник КГБ Леонид Полещук. Его задержали у тайника, замаскированного под булыжник. Он сразу же заявил о своей непричастности. Взял, мол, камень, чтобы подложить под колесо своего автомобиля, чтобы не скатился с уклона.
На первых допросах держался нагло, все отрицая. Однако когда в его квартире были найдены вещественные доказательства сотрудничества с американской разведкой, дал признательные показания. При этом повел себя с точки зрения обычной человеческой порядочности подло. Оклеветал своего сослуживца, с которым жил по соседству в Нигерии. Майор КГБ Игорь Кожанов тоже, якобы, сотрудничал с ЦРУ.
Как веревочке не виться, а концу все равно быть. Летом 1986 года двойной изменник был предан суду и получил заслуженную кару. Полищука приговорили к высшей мере наказания – расстрелу, который незамедлительно был приведен в исполнение. Так окончилась история двойного предательства.
Жду подписчиков на мой канал в Дзене.