Найти тему
«Заповѣдная магистраль»

"Выйду на пакгауз - поезд я приму"

Товарная платформа и пакгауз на станции Осташков вид со стороны путей в 3/4, весна 2019г. Фото: Алексей Алексеев
Товарная платформа и пакгауз на станции Осташков вид со стороны путей в 3/4, весна 2019г. Фото: Алексей Алексеев

Доброго времени суток дорогие подписчики моего канала и любители железнодорожной тематики. Давайте сегодня разберёмся, что же это за странное слово такое, пакгауз и кто туда должен выйти принять поезд? Ведь наверняка многие из вас хоть и слышали ранее это слово, но до конца возможно и не понимают его значения и не представляют как это выглядит.

Обратимся за справкой к Википедии чтобы узнать значение этого термина немецкого происхождения.

Пакга́уз (нем. Packhaus, от нем. Рack — тюк и нем. Haus — дом, дословно — склад) - закрытое складское помещение особого типа при железнодорожных станциях, предназначенное для кратковременного хранения коммерческих товаров. Пакгауз оборудуется таким образом, чтобы обеспечивалось быстрое и удобное производство операций по погрузке и разгрузке товаров. Зачастую использовались для хранения ценных и подвергающихся порче под влиянием атмосферных изменений грузов. Товары военного назначения складируются в цейхгаузах.

Говоря иными словами пакгауз (цейхгауз) - это грузовой двор. Вот так всё просто и понятно.

Чертеж из альбома о постройке железнодорожной линии Бологое-Полоцк 1902-1906гг.
Чертеж из альбома о постройке железнодорожной линии Бологое-Полоцк 1902-1906гг.

На Бологое-Полоцкой железной дороге на станции Осташков, несмотря на полную заброшенность, очень хорошо сохранилось дореволюционное погрузочно-разгрузочное хозяйство постройки 1902-1906гг.: товарная платформа облицованная природным камнем и старинный деревянный склад или пакгауз.

Товарная платформа и пакгауз на станции Осташков панорамный вид со стороны ж.д. путей, весна 2019г. Фото: Алексей Алексеев
Товарная платформа и пакгауз на станции Осташков панорамный вид со стороны ж.д. путей, весна 2019г. Фото: Алексей Алексеев

Здесь происходила перегрузка товаров доставленных железной дорогой на гужевой транспорт как это было в начале ХХ века, а затем в последующий период на автомобильный. Учитывая сугубо стратегический характер Бологое-Полоцкой линии, построенный для нужд обороны Российской Империи, можно отметить насколько тщательно было всё продумано военным ведомством тех лет, предусмотревшим постройку этих комплексов.

Товарная платформа и по сей день стоит на особом учете у военных на случай боевых действий. С её помощью можно запросто осуществить погрузку танков и другой военной техники в эшелоны для переброски войск по железной дороге.

Погрузка бронетехники своим ходом на ж.д. платформы. Фото из открытых источников в сети
Погрузка бронетехники своим ходом на ж.д. платформы. Фото из открытых источников в сети
Погрузка военного автомобиля КАМАЗ  на ж.д. платформу. Фото из открытых источников в сети
Погрузка военного автомобиля КАМАЗ на ж.д. платформу. Фото из открытых источников в сети

Со стороны города к пакгаузу ведёт вымощенная старинная каменная мостовая. Несомненно, она наверняка ещё помнит цоканье подков от лошадиных копыт.

Товарная платформа и пакгауз на станции Осташков вид со стороны города. Фото: Алексей Алексеев
Товарная платформа и пакгауз на станции Осташков вид со стороны города. Фото: Алексей Алексеев

А выходили на пакгаузы принимать и отправлять поезда грузчики и приёмосдатчики, работавшие на станции. Моя бабушка, Алексеева Ксения Федоровна, всю свою жизнь отработала вот здесь в Осташкове на этом пакгаузе приёмосдатчиком. Пришла работать ещё совсем девчонкой в 14 лет в войну, застав и пережив многочисленные налёты на станцию немецкой авиации. Удивительно, но пакгауз в отличии от вокзала и локомотивного депо очень хорошо пережил годы лихолетья Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

Дореволюционный ролик - элемент  откатных ворот пакгауза. Фото: Алексей Алексеев
Дореволюционный ролик - элемент откатных ворот пакгауза. Фото: Алексей Алексеев

В годы советской власти через Бологое-Полоцкую непрерывным потоком шли товарные поезда, как транзитные, так и с продукцией отправляемой местными заводами и фабриками. Пакгауз в то время использовался очень интенсивно. Сколько только дефицитных в те годы вагонов с фруктами проходило через него: арбузы, виноград, груши, сливы, яблоки. Моя мама говорит что они детьми в советские годы вот этим всем несмотря на дефицит были всегда обеспечены благодаря моей бабушке, работавшей здесь.

Хорошо сохранившаяся стропильная система поддерживающих кровлю балок. Фото: Алексей Алексеев
Хорошо сохранившаяся стропильная система поддерживающих кровлю балок. Фото: Алексей Алексеев

Даже в трудные 90-е годы, будучи уже на пенсии бабушка продолжала свою трудовую деятельность, пакгауз продолжал работать, шли поезда, заводы и фабрики по инерции даже после разрыва связей с бывшими союзными республиками входившими в состав СССР и перевода экономики на новые рельсы капитализма ещё не прекратили своё существование.

Крепления балок на дореволюционных болтах с квадратными гайками и скобами. Фото: Алексей Алексеев
Крепления балок на дореволюционных болтах с квадратными гайками и скобами. Фото: Алексей Алексеев

Товарные конторы также круглосуточно трудились, выписывая документы на грузы оправляемым поездам.

Сохранившееся до наших дней деревянное здание товарной конторы по ул. Полоцкая в Бологое-2. Фото: Алексей Алексеев
Сохранившееся до наших дней деревянное здание товарной конторы по ул. Полоцкая в Бологое-2. Фото: Алексей Алексеев

После перестройки и лихих 90-х экономика регионов пришла в полный упадок. Массово позакрывались заводы и фабрики уже итак сводившие концы с концами к тому времени и грузить товарные вагоны на линии стало просто нечем. Дорога Бологое-Полоцк стала постепенно приходить в упадок. Вот и пакгауз стоит сегодня опустевший и брошеный, никому не нужен как ни пытались найти ему арендатора, таких нет. Нет грузоотправителей, грузопоток теперь уже не тот. А те кто выжил и остался - перешли на более быстрые технологии отправки грузов автотранспортом "от двери до двери", без лишних перегрузок на станции и ожидания вагонов на сортировках.

Станция Осташков, вид с пакгауза на ж.д. пути и тепловозы у подменного пункта локомотивных бригад. Фото: Алексей Алексеев
Станция Осташков, вид с пакгауза на ж.д. пути и тепловозы у подменного пункта локомотивных бригад. Фото: Алексей Алексеев

А пустующий и обветшалый столетний пакгауз в Осташкове принято решение снести, по планам НГЧ во втором квартале 2019г. Очень жаль, что не нашлось ему места как одному из элементов ж.д. старины, памятнику прошлому на заповедной Бологое-Полоцкой линии. Похоже никому это сегодня не интересно.

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль" , чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

P.S. личная страничка для обратной связи автора канала, пишите мне буду рад в Instagram и ВК