Найти тему
Thisis.Media

Сценарист "Я худею" — о том, как превратить что угодно в захватывающую историю

Сторителлинг — это способ подачи информации в виде увлекательной истории. Сегодня этот прием пытаются использовать все: медиа-работники, маркетологи, блогеры. Знакомимся с модным словечком вместе с Николаем Куликовым

Николай точно знает, как сделать хорошую историю: сценарист фильмов "Горько!", "Я худею", "Легенда №17" и "Движения вверх" скоро выступит на "Дзен-пятнице", встрече сторителлеров и представителей креативной индустрии. Спросили его о том, как стать смешным, что делать, если ничего не пишется, и о качествах хорошего рассказчика.

Иллюстрация: Анастасия Женуньк
Иллюстрация: Анастасия Женуньк

Почему сторителлинг стал таким популярным? Почему ему везде учат, а маркетологи так хотят им овладеть?

Сторителлинг стал инструментом, который сейчас активно входит в разные сферы — в искусство, управление, корпоративную культуру и формирование идеологий. Человечество осознало, что история — самый простой способ передачи норм и знаний от одного человека к другому.

НАПРИМЕР, ВСЕ ХРИСТИАНСТВО ОСНОВАНО НА ОЧЕНЬ ХОРОШО РАССКАЗАННОЙ ИСТОРИИ ПРО АНДЕРДОГА, КОТОРЫЙ СТАЛ БОГОМ. И ЕСЛИ ТЫ НЕ ДУРАК, ТЫ ДУМАЕШЬ: "ОКЕЙ, ЕСЛИ ИЗ ОДНОЙ ИСТОРИИ МОЖНО СДЕЛАТЬ РЕЛИГИЮ, ТО МОЖНО ТАК И КОМПАНИЮ ПОСТРОИТЬ, И КИНО, И ЖИЗНЬ СВОЮ ОРГАНИЗОВАТЬ…"

Вы какое-то время были журналистом, а потом переключились на написание сценариев. Это так?

Да, после окончания журфака я два дня работал журналистом в Саратове, и после этого уже не был им никогда. До этого я думал, что заниматься кино могут только хорошо обеспеченные люди с большим количеством связей, а потом понял, что можно просто начать этим заниматься. И начал писать.

Работа занимает все ваше время?

Есть такое лютое заблуждение — найди себе работу по душе, и ты не будешь работать ни часу в жизни. Это похоже на слухи, которые распускают работодатели. Я не могу сказать, что страдаю, когда работаю, но отдыхать хотел бы больше. Но все равно не могу ни одно воскресенье провести без того, чтобы не думать о сценариях. Мне обязательно нужно кому-то позвонить или написать и обсудить какую-то идею, иначе я начинаю тосковать.

Фото предоставлены Николаем Куликовым
Фото предоставлены Николаем Куликовым

Вернемся к сторителлингу. Какими качествами обладает плохой сторителлер, и какими — хороший?

Если человек не хочет сделать зрителей или слушателей счастливыми и не желает доставить удовольствие публике, а хочет, чтобы его непременно слушали только потому, что он что-то рассказывает, то это — плохой сторителлер. Хороший рассказчик должен хотеть заинтересовать незнакомого человека и получать удовольствие от того, что другой в хорошем смысле теряется в фантазиях рассказчика. Он должен уметь слушать реакции собеседника. Иначе он будет очень одиноким автором артхауса.

Вы как-то проводили лекцию "Сценарий: искусство задавать вопросы". Что это за вопросы?

Это способ решения райтерс-блока: если не пишется дальше, задаешь себе несколько правильных вопросов. Если ты не знаешь, как сделать сцену, спрашиваешь себя: "Кто чего хочет в этой сцене? Какие ценности сталкиваются? Что за аттракцион в этом эпизоде? Что в этой сцене может быть такого, чего еще никогда не было?" И как только ты находишь ответы, сцена сама себя пишет. Поиск правильных вопросов — гораздо более простая работа, чем сказать себе: "Я буду создавать миры". Изобретать миры сложно, а спрашивать себя о том, что меня сейчас волнует, о том, какое кино я бы хотел посмотреть, каких героев еще не было, — гораздо легче.

На съемках фильма "Я худею". Фото предоставлены Николаем Куликовым
На съемках фильма "Я худею". Фото предоставлены Николаем Куликовым

Какие вопросы нужно себе задать, чтобы получилась хорошая история?

Какой герой? Чего он хочет? Что мешает ему это получить? Что будет, если он этого не добьется? Это мой вольный перевод формулы Дэвида Мэмета Who Wants What From Whom and Why now? Если ответить на эти вопросы, начнет появляться скелет истории.

А в самом-самом начале, перед пустым листом, какой вопрос можно себе задать?

Что меня волнует? Или какого самого интересного героя я могу себе представить? На какого героя я могу смотреть бесконечно?

Фото предоставлены Николаем Куликовым
Фото предоставлены Николаем Куликовым

Как быть смешным и как писать с юмором? Можно ли этому научиться?

Конечно, можно, ведь это ремесло с большим количеством инструментов. Базовое правило, наверное, состоит в том, что в каждой шутке сталкиваются две истории. Сначала идет сетап: "Мой дедушка умер спокойно, во сне". И это создает положительное ожидание, слушатель представляет, как он мирно умирает в постели в окружении любящих родственников. Вторая часть шутки ломает это ожидание: "Только дети кричали в автобусе, который он вел". Если разобраться, даже в любом смешном комменте в интернете или меме сталкиваются два контекста, ожидание и реальность.

Хорошая шутка — это всегда хорошая история?

Да, конечно! Послушайте стендап Энтони Джесельника: у него всегда хорошая шутка — это хорошая история.

Бывает ли так, что вам совсем не нравится то, что сняли по вашему сценарию?

Негативным эмоциям от просмотра материала по твоему сценарию есть научное объяснение. Как рассказывал Андрей Курпатов, сначала мозг сценариста собирает очень сложный интеллектуальный объект и потом передает его огромному количеству других людей, которые пересобирают его по-своему. И, конечно, это уже не похоже на то, что у тебя в голове. Потому что вся коммуникация устроена так, что в ней пропадает часть информации. Даже то, что я сейчас говорю, вы передадите по-своему. Но я научился относиться к этому спокойно.

Фото предоставлены Николаем Куликовым
Фото предоставлены Николаем Куликовым

На "Дзен. Пятнице", которая пройдет 29 марта в Москве, вы выступаете с лекцией на тему "Как превратить жизнь в захватывающую историю". Расскажите несколько приемов по такому волшебному превращению.

Нужно относиться к событиям своей жизни как к поступкам выдающегося персонажа, который идет к захватывающей цели, а ко всему, что происходит с ним, — как к приключениям на этом пути.

Рассказываем истории в нашем Телеграме!