Найти тему
Майя Торопова

Что чувствует фигурист во время исполнения программы?

Оглавление

"Душа уходит в пятки", "сосет под ложечкой"? Или уверенность в своих силах, твердость рук и ног?

Дорогие подписчики! Я веду этот блог с 27 января! С этих пор я написала 50 статей! Информацию для некоторых из них (как имена фигуристов, их оценки, результаты соревнований и т.д.) я брала на других сайтах, но всегда пропускала "через себя". Некоторые тексты написаны мной самой, без опоры на источники.

Я всегда рада вашей поддержке! Со всеми вами я рада поговорить в комментариях! И вот я хочу предложить вам порассуждать на такую тему: что чувствует, думает фигурист во время проката непосредственно на соревнованиях?

Я - музыкант с высшим образованием, конечно, не концертирующий, как Денис Мацуев, неоднократно упоминаемый тут в комментариях к статьям, но я знаю, что такое сценическое волнение и как с ним бороться. Я уже не раз сравнивала фигурное катание с музыкой (например, статья, что у них общего, по моему мнению, или статья о том, для чего фигуристы всю спортивную карьеру тренируются с тренером).

Итак, что чувствуют (приблизительно) спортсмены на старте?

До выступления

Для любого успешного выступления важно хорошо знать свою программу. Любой недоученный пассаж (муз.)/элемент (фк) - потенциальная причина для излишнего волнения. Если музыкант/спортсмен уверен в себе, это уже 50% того, что все пройдет успешно.

Волнение - причина различных случайностей
Волнение - причина различных случайностей

До выступления периодами накатывает огромный страх. Это смесь ответственности за предстоящее выступление, желания сделать все хорошо и оправдать ожидания слушателей/болельщиков. Накануне перед ответственным выступлением я лично никогда не могла сразу уснуть. Но сознание (или подсознание) помогает нам те оставшиеся часы сна спать более эффективно, так сказать. То есть, отдохнуть можно за короткое время.

Перед выходом на лед и во время проката

Самое сильное сценическое волнение - не во время выступления, а непосредственно до него. Важно собраться перед самым выходом на сцену/лед. В то время, когда меня объявляют, аж ноги подгибаются. Но: одновременно возникает чувство легкости, желания играть, донести до людей красивую музыку, образ, который мы создали совместно с композитором.

Я помню, как играла К. Дебюсси - "Лунный свет". Та самая музыка, что будет сопровождать короткую программу нашей конкурентки - Рики Кихиры. Это чарующая мелодия, хотя и "свободная" (экспрессионизм), требует четкого соблюдения ритма, ведь только если знаешь, сколько держать ту или иную ноту, можно позволить себе варьировать это в пределах создаваемого образа. И вот, с волнением, пришло ощущение этой музыки, пришло сознание, что я играю что-то, что действует на слушателей, что дарит радость.

Во время проката волнуются даже опытные фигуристки
Во время проката волнуются даже опытные фигуристки

А теперь о технически сложных произведениях. С пассажами, сложными аккордами, переходами в другую тональность и так далее. В жизни музыканта есть понятия "кантилена" (лирика) и "техника" (быстрое, технически сложное произведение). Также есть такая музыка, которая объединяет и то, и другое (трехчастное построение, например, или жанр концерта в нескольких частях).

Так, в технических произведениях приходится побольше поволноваться. И как раз тут волнение не помогает, а скорее мешает, ведь двигательные функции теряются, пальцы точно деревянные, ощущение, что не сыграешь ни одной ноты. Впрочем, к началу произведения оно почти проходит. Но бывают всплески волнения и в середине музыкального фрагмента. Тогда как раз мысли о том, как сыграть тот или иной пассаж, мешают, лучше сделать все "на автомате".

Сравните: сороконожка подумала о том, что делает ее восемнадцатая нога, и запнулась. :-)

А вот менять что-то по ходу исполнения еще сложнее. Бывает, что фигурист вынужден присоединять какой-то прыжок к сольному, чтобы получился каскад, чтобы не остаться без элемента. И даже у музыкантов в написанной композитором музыке бывает вариативность. Например, можно сыграть трель, а можно - мордент и перейти на тремоло, или исполнить более легкий вариант каденции и так далее. Так вот, это внезапное решение - я думаю, самое сложное.

После старта

Самое интересное наступает после выступления/старта. Тогда резко "отпускает", и человек готов услышать/увидеть со стороны свое выступление/прокат.

После старта спортсменов "отпускает" волнение
После старта спортсменов "отпускает" волнение

А еще, сразу после выхода со льда абсолютно у всех спортсменов, я думаю, бывает ощущение, что вот теперь-то (когда перестал волноваться) надо бы вернуться на несколько минут назад и откатать еще раз, в своем теперешнем состоянии.

Но, увы, выступление - только один раз. Только в текущий момент. И этому начинают учить детей еще в подготовительном классе музыкальной школы.

Но еще больше волнуются как за музыкантов, так и за фигуристов их мамы и близкие! Те, кто водил на каток, те, кто дал впервые в руки инструмент.