(Black Rain, 1989, США)
Начнём с того, что в 80-е фильмам Ридли Скотта патологически не везло. Сделав себе имя и войдя в историю буквально после своего голливудского дебюта ("Чужой"), Скотт продолжал затем снимать не только фантастику ("Бегущий по лезвию"), но и попробовал себя в романтическом фэнтези ("Легенда" с Томом Крузом), а потом в криминально-мелодраматическом триллере ("Тот, кто меня бережёт"). И хоть к качеству всех этих картин придраться трудно, они, в отличие от "Чужого", деньги из кинокасс грузовиками уже не вывозили и хитами видеосалонов в СССР не становились.
Тем не менее кредит доверия к Скотту у продюсеров ещё не был исчерпан, и в 1989 ему выпал повторный шанс попрактиковаться в работе над криминальным триллером. Уже без закоса в мелодраму и с по-настоящему крутой звездой в главной роли - оскароносным Майклом Дугласом, что был в те годы аккурат в зените своей актерской славы.
И как же успешно всё обернулось на сей раз?
Если судить по тогдашним меркам - лучше не придумаешь. Ставка на Дугласа выстрелила. Несмотря на то, что его герой, своенравный коп Ник Конклин, и внешностью, и повадками очень уж смахивал на Мартина Риггса (Мэл Гибсон) из "Смертельного оружия", зритель был совсем не прочь увидеть в тот год на экране сразу двух Риггсов. Пусть даже в "Чёрном дожде" концентрация юмора была значительно меньше, да и отношения между напарниками-копами не искрили с такой термоядерной силой. Тем не менее картина перекрыла свой 30-миллионный бюджет в 4,5 раза, и обрадованный Скотт завязал с фантастикой аж до 2012 года, пока наконец-то не сжалился над фанатами "Чужого" и не выпустил своего "Прометея".
(И, как тут многие ворчат: блин, да лучше бы он и не возвращался! Что ж, отчасти согласен - былую хватку Ридли к тому моменту растерял.)
Второе слагаемое успеха "Черного дождя": эксплуатация модной тогда кинотемы вторгающихся в США, восточно-азиатских преступных кланов. В основном китайских триад и японской якудза. Да что там - даже в "Смертельном оружии" в итоге обратили на них внимание, но в "Черном дожде" это было сделано на целых девять лет раньше. Более того, Ник Конклин схватился с якудза не в Штатах, а прямо у неё на родине, что тоже приплюсовало картине очков интересности.
Так-то, естественно, Ник и его напарник Чарли вовсе не рвались на другой конец света. Да ещё по служебной надобности. Но только вот угораздило их однажды изловить в Нью-Йорке наглого якудза Сато почти что на месте совершенного им, двойного убийства. Однако у того, как назло, оказался дипломатический статус, позволивший ему увильнуть от американской тюряги и добиться своей экстрадиции домой, в руки отечественного правосудия. И сопровождать Сато в Японию поручили тем же, кто его арестовал - Конклину с напарником.
Далее сюжет выдает предсказуемое сальто-мортале: по прибытию на родину гангстер задал стрекача, оставив парочку звездно-полосатых копов в дураках. После чего у тех, ясен пень, взыграла гордость. И они всеми правдами и неправдами стали оттягивать своё возвращение в Штаты, капая на мозги японским коллегам. Которые - что опять-таки предсказуемо, - не больно-то чесались в поисках беглеца. Так что пришлось Нику и Чарли брать инициативу в свои руки. Вот только якудза, в отличие от полиции, была не такой неповоротливой и близорукой. И быстро намекнула гайдзинам, что размахивать в Японии нью-йоркскими коповскими жетонами - плохая идея, и что спрятаться за дипломатической неприкосновенностью у них уже не выйдет...
***
В общем, не припоминаю, чтобы в Эпоху Видеосалонов "Чёрный дождь" собирал у нас аншлаги. И тем не менее пятая голливудская работа Ридли Скотта являет собой добротный, в меру жесткий полицейский боевик 80-х, разве что "депортированный" с американщины на экзотическую японскую натуру. Не вспоминал про это кино уже лет пятнадцать, а когда вспомнил и пересмотрел, то с удовольствием отметил, что, как и все фильмы Ридли, этот тоже почти не устарел визуально и технически. Вдобавок стилизованная под азиатскую, музыка Ханса Циммера гармонично ложится на беготню героев по Осаке, где и происходит вся тутошняя заваруха. Ну и беспардонный герой Майкла Дугласа рядом с чопорными японцами тоже отлично играет на психологических контрастах. Что отчасти и компенсирует в "Черном дожде" недостаток юмора, который, сказать по правде, ему, как и в "Васаби" (2001), тоже не повредил бы в умеренных дозах.