Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Чёрный дождь

Оглавление

(Black Rain, 1989, США)

Несмотря на то, что герой Майкла Дугласа вооружился револьвером, избежать невольного сходства со "смертельно-оружейным" Мэлом Гибсоном ему всё равно не удалось.
Несмотря на то, что герой Майкла Дугласа вооружился револьвером, избежать невольного сходства со "смертельно-оружейным" Мэлом Гибсоном ему всё равно не удалось.

Начнём с того, что в 80-е фильмам Ридли Скотта патологически не везло. Сделав себе имя и войдя в историю буквально после своего голливудского дебюта ("Чужой"), Скотт продолжал затем снимать не только фантастику ("Бегущий по лезвию"), но и попробовал себя в романтическом фэнтези ("Легенда" с Томом Крузом), а потом в криминально-мелодраматическом триллере ("Тот, кто меня бережёт"). И хоть к качеству всех этих картин придраться трудно, они, в отличие от "Чужого", деньги из кинокасс грузовиками уже не вывозили и хитами видеосалонов в СССР не становились.
Тем не менее кредит доверия к Скотту у продюсеров ещё не был исчерпан, и в 1989 ему выпал повторный шанс попрактиковаться в работе над криминальным триллером. Уже без закоса в мелодраму и с по-настоящему крутой звездой в главной роли - оскароносным Майклом Дугласом, что был в те годы аккурат в зените своей актерской славы.
И как же успешно всё обернулось на сей раз?

Художник Тояма Токанава. "Презренные гайдзины, жгущие сто баксов над чашкой якисоба".
Художник Тояма Токанава. "Презренные гайдзины, жгущие сто баксов над чашкой якисоба".

Если судить по тогдашним меркам - лучше не придумаешь. Ставка на Дугласа выстрелила. Несмотря на то, что его герой, своенравный коп Ник Конклин, и внешностью, и повадками очень уж смахивал на Мартина Риггса (Мэл Гибсон) из "Смертельного оружия", зритель был совсем не прочь увидеть в тот год на экране сразу двух Риггсов. Пусть даже в "Чёрном дожде" концентрация юмора была значительно меньше, да и отношения между напарниками-копами не искрили с такой термоядерной силой. Тем не менее картина перекрыла свой 30-миллионный бюджет в 4,5 раза, и обрадованный Скотт завязал с фантастикой аж до 2012 года, пока наконец-то не сжалился над фанатами "Чужого" и не выпустил своего "Прометея".
(И, как тут многие ворчат: блин, да лучше бы он и не возвращался! Что ж, отчасти согласен - былую хватку Ридли к тому моменту растерял.)
Второе слагаемое успеха "Черного дождя": эксплуатация модной тогда кинотемы вторгающихся в США, восточно-азиатских преступных кланов. В основном китайских триад и японской якудза. Да что там - даже в "Смертельном оружии" в итоге обратили на них внимание, но в "Черном дожде" это было сделано на целых девять лет раньше. Более того, Ник Конклин схватился с якудза не в Штатах, а прямо у неё на родине, что тоже приплюсовало картине очков интересности.

- А я ему говорил: не рычи! ©
- А я ему говорил: не рычи! ©

Так-то, естественно, Ник и его напарник Чарли вовсе не рвались на другой конец света. Да ещё по служебной надобности. Но только вот угораздило их однажды изловить в Нью-Йорке наглого якудза Сато почти что на месте совершенного им, двойного убийства. Однако у того, как назло, оказался дипломатический статус, позволивший ему увильнуть от американской тюряги и добиться своей экстрадиции домой, в руки отечественного правосудия. И сопровождать Сато в Японию поручили тем же, кто его арестовал - Конклину с напарником.
Далее сюжет выдает предсказуемое сальто-мортале: по прибытию на родину гангстер задал стрекача, оставив парочку звездно-полосатых копов в дураках. После чего у тех, ясен пень, взыграла гордость. И они всеми правдами и неправдами стали оттягивать своё возвращение в Штаты, капая на мозги японским коллегам. Которые - что опять-таки предсказуемо, - не больно-то чесались в поисках беглеца. Так что пришлось Нику и Чарли брать инициативу в свои руки. Вот только якудза, в отличие от полиции, была не такой неповоротливой и близорукой. И быстро намекнула гайдзинам, что размахивать в Японии нью-йоркскими коповскими жетонами - плохая идея, и что спрятаться за дипломатической неприкосновенностью у них уже не выйдет...

По сравнению с поджарыми и хищными якудза из фильмов Такеши Китано, в "Черный дождь" актеров на эти роли отбирали, не иначе, по степени упитанности и умению косплеить сицилийскую мафию.
По сравнению с поджарыми и хищными якудза из фильмов Такеши Китано, в "Черный дождь" актеров на эти роли отбирали, не иначе, по степени упитанности и умению косплеить сицилийскую мафию.

***

В общем, не припоминаю, чтобы в Эпоху Видеосалонов "Чёрный дождь" собирал у нас аншлаги. И тем не менее пятая голливудская работа Ридли Скотта являет собой добротный, в меру жесткий полицейский боевик 80-х, разве что "депортированный" с американщины на экзотическую японскую натуру. Не вспоминал про это кино уже лет пятнадцать, а когда вспомнил и пересмотрел, то с удовольствием отметил, что, как и все фильмы Ридли, этот тоже почти не устарел визуально и технически. Вдобавок стилизованная под азиатскую, музыка Ханса Циммера гармонично ложится на беготню героев по Осаке, где и происходит вся тутошняя заваруха. Ну и беспардонный герой Майкла Дугласа рядом с чопорными японцами тоже отлично играет на психологических контрастах. Что отчасти и компенсирует в "Черном дожде" недостаток юмора, который, сказать по правде, ему, как и в "Васаби" (2001), тоже не повредил бы в умеренных дозах.

Трейлер фильма: