Найти в Дзене
Картины рассказывают...

О чем рассказывает картина Брейгеля "Охотники на снегу"?

В комментариях к моей прошлой статье "Куда идет Грета?" несколько раз упоминалась другая картина Питера Брейгеля "Охотники на снегу". В этой статье поговорим о ней.

Картина написана в 1565 году. Сейчас она находится в собрании Музея истории искусств в Вене.

Картина «Охотники на снегу» входит в цикл «Времена года». Этот цикл Брейгель писал по заказу Николаса Ионгелинка, финансиста и коллекционера живописи из Антверпена. Предназначались они для украшения дома Ионгелинка.

Сколько картин создал Брейгель неизвестно. По одним сведениям шесть, по другим - двенадцать. Потому что у заказчика всё пошло не так, как он планировал. Из-за финансовых проблем он передал картины городской казне Антверпена под залог крупного займа, а потом так и не выкупил. Несколько десятилетий они были заперты в городском казнохранилище. Сейчас известны и доступны только пять картин из цикла. Что стало с остальными, покрыто мраком.

"Охотники на снегу" (её еще называют просто "Зима") - особая картина. На ней изображено время года, которое, до Брейгеля, не пользовалось большой популярностью у художников. Они предпочитали изображать более веселенькие картинки, а не суровые, скрытые под снегом, пейзажи.

В картине Брейгеля идет перечисление всех зимних примет. Снег на земле и на крышах домов, скрытая подо льдом река, деревья, покрытые инеем, люди в зимних одеждах.

Перед зрителями открывается величественная картина. Мы смотрим на открывающийся ландшафт как бы глазами художника, который расположился на пригорке у куста , поэтому долина видна как на ладони.

-2

Слева от художника группа охотников с собаками, возвращающиеся домой.

-3

Внизу река и расположившаяся на её берегу деревенька.

-4

Вдали покрытые снегом горы.

-5

Все вроде бы понятно и просто. Но самое интересное в том, что на картины Брейгеля нельзя смотреть таким образом, нельзя охватывать общим планом. Каждая деталь важна. Каждая рассказывает свою историю. В картинах Брейгеля не бывает мелочей. Предлагаю рассмотреть картину внимательнее.

Начнем с центрального центра - с охотников и собак. Они возвращаются с охоты, утомленные и печальные.Понурые головы и у одних, и у других. Им нечему веселиться, ведь добыча мизерная - одна лиса.

-6

Вряд ли они рассчитывали на такой результат. Ведь отправились они на охоту в полном снаряжении: с пиками, с собаками. Уж точно не за одной лисицей.

Не знаю, как во времена Брейгеля относились к числу 13, но для нас это число несчастливое. И ведь собак на картине тринадцать. Случайно ли?

-7

Что же охотники хотели получить от своего похода? Скорее всего оленя. Ведь зима - время охоты на него. И как насмешка над неудачной охотой вывеска над трактиром, мимо которого бредут охотники.

-8

На вывеске надпись "Dit is inden Hert" ("У оленя")Ю Где олень? Нет оленя. Вот такая шутка художника. Показ бессмысленно проведенного дня.

Зато сами хозяева трактира заняты вполне полезным делом - они жгут костер.

-9

Нет, не для того, чтобы согреться. Слишком он большой, да и солому все подкладывают и подкладывают. И стол зачем-то притащили. Скорее всего для того, что собираются они осмолить кабанчика, что вырастили для угощения гостей. Ведь зима - как раз время, когда заготавливали мясо.

Есть на картине и другие персонажи, занятые полезным трудом. Например, женщина на мосту с вязанкой хвороста на спине.

-10

Или человек вдалеке, сопровождающий воз с дровами.

-11

Зима же, холодно. Не будет дров, не согреешь дом.

-12

А кто поработал хорошо, тому и развлечься можно. Например, покататься на коньках.

-13

На реке много людей катается на коньках. Популярное, видимое, занятие было в те времена.

Но не только о людях рассказывает Брейгель в своей картине, но и о природе.

Стоит обратить внимание на кроны деревьев на переднем плане картины.

-14

Ощущение пушистости тёмных крон он достиг интересным приемом. Сначала несколькими мазками темной краски он намечал ствол и несколько сучьев, а потом щетинистой полусухой кистью удалял краску. Получалось облачко, передающее эффект мелких веточек и инея, который на них лежит. Смотрится объемно.

А ту мысль, что природа не умирает даже зимой, Брейгель показал, добавив в картину птиц.

-15

Жизнь идет, жизнь продолжается. Тут хочу добавить небольшое отступление в историю. В 14 - 19 веках в Европе был, так называемый, Малый ледниковый период, период глобального похолодания. Картина Брейгеля была написана в 16 веке, во вторую фазу Малого ледникового периода, которая характеризовалась временным повышением температуры. Поэтому . и птички вернулись. Не значительная деталь, но все-таки...

Но самое интересное в картине - это горы. Вроде бы Брейгель изобразил родные ему места, Нидерланды. И ближний план соответствует Нидерландам, и деревенька вполне характерная для родных мест художника. Но горы... Нет в Нидерландах гор. А на картине они ясно видны. И не просто холмы, а настоящие скалистые горы. С острыми вершинами, покрытыми белыми шапками.

-16

Появление их в картине можно объяснить фактом из биографии Питера Брейгеля. В начале 1550-х он путешествовал в АльпыЮ Вид гор поразил художника, он много рисовал их. А потом, как писал биограф Брейгеля Карел ван Мандер: "... он проглотил все горы и ущелья и, приехав домой, выплюнул их обратно на свои полотна...".

Картину Брейгеля "Охотники на снегу" можно рассматривать бесконечно. И каждый раз находить в ней что-то новое.