Один человек рассказывал мне как-то, что узнал о существовании железной дороги на Сахалине, благодаря стихии. Во время просмотра новостей, в сюжете о снежных заносах, ставших в те дни для острова настоящим стихийным бедствием, прочитал в бегущей строке, что на Сахалине отменены все пригородные поезда.
Тогда его это весьма удивило, дескать какие поезда на острове, да еще ассоциирующимся у многих с краем света. А поезда здесь действительно есть. И ходят они по полноценной железной дороге. И дорогу эту можно назвать самой необычной в нашей стране, и не только по причине ее расположения.
Японский след
Так откуда же здесь появилась такая инфраструктура? После того как по итогам русско-японской войны, остров был разделен по 50-й параллели между Россией и Японией, японские власти быстро сообразили, что для закрепления на захваченной территории и перевозке военных грузов и солдат, на случай если Россия захочет взять реванш, на острове необходимо построить железную дорогу.
Разумеется, строительство происходило по японским стандартам, предусматривающим колею шириной 1067 мм, против 1524 мм колеи приянтой в России и 1435 мм европейской. По этой причине, российские составы никак не могли бы ездить по этой железной дороге.
К слову строительством занимались японские военные, поскольку именно для них в первую очередь железная дорога и была запланирована, хотя пассажиров здесь тоже перевозили. Ну как, занимались военные... они руководили стройкой и оплачивали большую часть линий. Сами же работы, производили частные компании, используя при этом полурабский труд бедняков из захваченной Японцами Кореи. Труд этот оплачивался кстати очень плохо, а о социальных гарантиях строители железной дороги не могли и мечтать.
Так продолжалось до 1945 года, когда изгнанные советскими войсками японцы, оставили все что здесь настроили нашей стране.
В СССР конечно очень обрадовались, и решили продолжить строительство распространив его на северную часть острова. И если юге, сеть оказалась относительно разветвленной, то на севере она получилась всего из одной линии, но за то очень протяженной.
При строительстве уже в советское время, изначально планировали использовать наш родной 1524 мм стандарт, заодно перепрошив уже имеющиеся пути, с японского на российский (на тот момент советский). Однако из-за высокой стоимости проекта и отдаленности региона, этим планам не суждено было сбыться, и новые рельсы, вместо этого продолжили укладывать по японским технологиям с шириной колеи все те же 1067 мм.
Из-за этого, наши родные поезда не могли ездить по местным рельсам, а потому подвижной состав закупался в Японии.
Вплоть до недавнего времени, здесь ходили японские "электрички". Однако сейчас все они списаны за ненадобностью, ведь то что не смогли сделать в СССР, умудрились сделать в наши дни. Сейчас по всему острову активно меняют железнодорожное полотно, укладывая вместо японского наше, с нашей же шириной колеи, по которой смогут ездить отечественные поезда. Вместе с этим, планируется реконструировать все моты и тоннели. Работы начавшиеся в 2003 году, планируется закончить в этом, либо следующем 2020 году.
И не смотря на то, что после перестройки часть участков сахалинской железной дороги были закрыты, данная реконструкция вселяет надежду, на возрождение хотя бы некоторых из них, но уже по новым стандартам. А чтобы старые японские вагоны, которые здесь еще остались, смогли ездить и дальше, дорогу здесь делают трехрельсовой, как на фото ниже, с колеей японского и российского стандарта.
Кстати, хоть эта инфраструктура и является изолированной, попасть сюда поездам с материка все же можно. С 1973 года, здесь работает паромная переправа. Приплывающие на пароме поезда, ставятся на сахалинские рельсы и едут дальше. А теперь, их еще и не надо будет "переобувать" под японскую колею.
Еще одним фактором делающим эту сеть столь уникальной, считается ее необыкновенная живописность. В самом деле, такие виды как здесь, мало где открываются.
И хотя вам уже не удастся прокатиться на старых японских "электричках" 9 на самом деле не электричках, а дизель-поездах), приезжайте на Сахалин и проехайтесь по железной дороге, пока она окончательно не утратила свою уникальность и не превратилась в обычную сеть, мало чем отличающуюся от железных дорог в других регионах страны. Множество мостов и тоннелей, малолюдные полустанки на берегу моря и многие другие прекрасные виды, ждут вас.