Найти тему
Восток - Запад

Сахалинская островная железная дорога - изолированная транспортная сеть, не похожая ни на какую другую

Один человек рассказывал мне как-то, что узнал о существовании железной дороги на Сахалине, благодаря стихии. Во время просмотра новостей, в сюжете о снежных заносах, ставших в те дни для острова настоящим стихийным бедствием, прочитал в бегущей строке, что на Сахалине отменены все пригородные поезда.

Тогда его это весьма удивило, дескать какие поезда на острове, да еще ассоциирующимся у многих с краем света. А поезда здесь действительно есть. И ходят они по полноценной железной дороге. И дорогу эту можно назвать самой необычной в нашей стране, и не только по причине ее расположения.

Японский след

Так откуда же здесь появилась такая инфраструктура? После того как по итогам русско-японской войны, остров был разделен по 50-й параллели между Россией и Японией, японские власти быстро сообразили, что для закрепления на захваченной территории и перевозке военных грузов и солдат, на случай если Россия захочет взять реванш, на острове необходимо построить железную дорогу.

Разумеется, строительство происходило по японским стандартам, предусматривающим колею шириной 1067 мм, против 1524 мм колеи приянтой в России и 1435 мм европейской. По этой причине, российские составы никак не могли бы ездить по этой железной дороге.

Японская колея. Даже невооруженным глазом видно, что она на треть уже нашей
Японская колея. Даже невооруженным глазом видно, что она на треть уже нашей

К слову строительством занимались японские военные, поскольку именно для них в первую очередь железная дорога и была запланирована, хотя пассажиров здесь тоже перевозили. Ну как, занимались военные... они руководили стройкой и оплачивали большую часть линий. Сами же работы, производили частные компании, используя при этом полурабский труд бедняков из захваченной Японцами Кореи. Труд этот оплачивался кстати очень плохо, а о социальных гарантиях строители железной дороги не могли и мечтать.

Так продолжалось до 1945 года, когда изгнанные советскими войсками японцы, оставили все что здесь настроили нашей стране.

В СССР конечно очень обрадовались, и решили продолжить строительство распространив его на северную часть острова. И если юге, сеть оказалась относительно разветвленной, то на севере она получилась всего из одной линии, но за то очень протяженной.

-2

При строительстве уже в советское время, изначально планировали использовать наш родной 1524 мм стандарт, заодно перепрошив уже имеющиеся пути, с японского на российский (на тот момент советский). Однако из-за высокой стоимости проекта и отдаленности региона, этим планам не суждено было сбыться, и новые рельсы, вместо этого продолжили укладывать по японским технологиям с шириной колеи все те же 1067 мм.

Из-за этого, наши родные поезда не могли ездить по местным рельсам, а потому подвижной состав закупался в Японии.

Вплоть до недавнего времени, здесь ходили японские "электрички". Однако сейчас все они списаны за ненадобностью, ведь то что не смогли сделать в СССР, умудрились сделать в наши дни. Сейчас по всему острову активно меняют железнодорожное полотно, укладывая вместо японского наше, с нашей же шириной колеи, по которой смогут ездить отечественные поезда. Вместе с этим, планируется реконструировать все моты и тоннели. Работы начавшиеся в 2003 году, планируется закончить в этом, либо следующем 2020 году.

Вот такие японские пригородные поезда были здесь еще недавно. Больше нигде в России ничего подобного не эксплуатировалось
Вот такие японские пригородные поезда были здесь еще недавно. Больше нигде в России ничего подобного не эксплуатировалось

И не смотря на то, что после перестройки часть участков сахалинской железной дороги были закрыты, данная реконструкция вселяет надежду, на возрождение хотя бы некоторых из них, но уже по новым стандартам. А чтобы старые японские вагоны, которые здесь еще остались, смогли ездить и дальше, дорогу здесь делают трехрельсовой, как на фото ниже, с колеей японского и российского стандарта.

-4

Кстати, хоть эта инфраструктура и является изолированной, попасть сюда поездам с материка все же можно. С 1973 года, здесь работает паромная переправа. Приплывающие на пароме поезда, ставятся на сахалинские рельсы и едут дальше. А теперь, их еще и не надо будет "переобувать" под японскую колею.

Еще одним фактором делающим эту сеть столь уникальной, считается ее необыкновенная живописность. В самом деле, такие виды как здесь, мало где открываются.

И хотя вам уже не удастся прокатиться на старых японских "электричках" 9 на самом деле не электричках, а дизель-поездах), приезжайте на Сахалин и проехайтесь по железной дороге, пока она окончательно не утратила свою уникальность и не превратилась в обычную сеть, мало чем отличающуюся от железных дорог в других регионах страны. Множество мостов и тоннелей, малолюдные полустанки на берегу моря и многие другие прекрасные виды, ждут вас.