Как Новое время предопределило нуар?
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки!
День добрый, с вами вновь историк, специалист по ретрокультуре Андрей Васильченко. Кроме всего прочего автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара». На этом канале мы рассуждаем о нуаре и отдельных его аспектов.
Нуар с его подчёркнуто черно-белым миром как бы является отражением Нового времени? Почему? – спросите вы. Потому что Средневековье и его культура были многоцветными. Почти все миниатюры были цветневыми. Каждый цвет обладал глубоким смыслом, в особенности в геральдике. Однако Новое время с широко развитым книгопечатанием проводит к тому, что большая часть изображений становится черно-белыми. Если в Средние века черный и белый были столько значимы как красный или зеленый цвет. Даже правильнее было сказать равноправными с ними, то с наступлением Нового времени они ставятся цветами-доминатами. Любое явление относится либо к черной, либо белой половине мира. А это определяет новый склад человека.
В итоге даже курортные цвета наносятся уже на черно-белый рисунок. Россия знала в на примере лубка, и Европе на примере гравюры. Раскрашивают их вручную. И ведь казалось, что раскрашенные изделия были бы более дорогим. Например, как есть мнение, что раскрашенные оловянные солдатики стоят дороже. На самом деле важно учесть, что стоят дороже КАЧЕСТВЕНННО раскрашенные солдатики. Собственно то же самое можно сказать про гравюры и лубки. А вековое прошлое вообще не способствовала аккуратному раскрашиванию. По этой причине среди коллекционеров уже нашего времени ценились черно-белые аутентичные изображения. То есть черно-белый мир становится своего рода коллекционным, должен ассоциироваться с чем-то исключительным, старым, подлинным. По этой причине советский сериал «Семнадцать мгновений весны» был сделана черно-белым. Это было осознанное старение. По этой причине много современные нуары снимаются как черно-белый фильмы.
Отсутствие цвета позволяет более детально оценить объемы и фигуры. Если в древних гравюрах это как бы позволяет увидеть «изначальную форму», то в нуаре это позволяет сосредоточиться на «смысле». Опять же если говорить о черно-белом фото, то таковой считается «эстетством». Опять же надо обратить на родство нуара и осознанной (ручной) черной белой графики. И тут показателен пример Одри Бердслея, чье творчество оказалась «заключено» в пространство между Мифом и Эросом. Нуар так же имеет четкие границы. О одной стороны он соседствует с готикой, с другой – с классическим детективом. И при этом всём нуар проникнут плохо скрываемым эротизмом (вспоминаем типаж femme fatal)
Опять же если говорить о «жанровых различиях», то нельзя не отметить, что классический нуар был вынужденным черно-белые, нео-нуар все-таки цветным, а пост-нуар осознанно чёрно-белым. Причем черная составляющая оказалась важнее. Привольнее говорить о том, что пост-нуар и явление которое модно назвать «нуар плюс» (нуар 2.0, если угодно) признают только один цвет – а именно Черный, который мыслится как сумма всех прочих цветов. Это как бы возвращает человека в первобытное состояния, пробуждая в нем древние страхи и переживания. И это полностью соответствует физическому подходу, который предполагает, что черный как бы поглощает в себе все прочие цвета. То есть нуар — это всепоглощающая первобытная тьма, Мать-Ночь, мрак девственного хаоса.
На этом мы заклиниваем сегодняшний рассказ о нуаре. Но мы продолжим его завтра – не забывайте чикать наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко