На Руси боевой топор не слишком уважали. В захоронениях князей и знатных княжеских воинов (южных и центральных русских регионов) топоров очень мало - в среднем одна штука на десяток копий, мечей или сабель. Та же пропорция сохраняется в раскопанных воинских поселениях дружин, исключая новгородские. Именно в Новгороде топоры пользовались какой-то популярностью.
Топор как боевое оружие крайне редко упоминается в летописях. В отличие от копий и мечей, он не считается воинским символом, и особенного смысла в нем дружинники-всадники не видят. То же самое относится и к былинам - ни один былинный русский богатырь не громит вражеские полчища топором. У него для этого есть меч-кладенец и "копье долгомерное", в крайнем случае шапка сойдет...)
Об этом писал еще знаменитый исследователь русского оружия Кирпичников, собравший огромную базу по всем видам славянского "холодняка" и впервые в мире его проклассифицировавший. И тот же Кирпичников приводит два единственных случая, когда русские князья вооружались топорами. И то, кстати, в первом случае дело было в Новгороде. И сама ситуация не вполне обыденная, впрочем, сейчас сами поймете...)
"Скажи мне, кудесник..."
Лето 1070 года в новгородской и ростовской земле выдалось неурожайным. Хлеба катастрофически не хватало. В 1071-м по всему русскому Северу начали вспыхивать мятежи, будто от головни, брошенной на солому. Еще совсем недавно была крещена Русь, и говорили, что голод - кара от старых богов за предательство...
В Новгород приперся языческий волхв. Утверждал, что он кудесник, провидец, предсказатель, и вообще - сейчас Волхов перейдет, аки посуху, не хуже Христа. Красноречив был, подлец, говорил красиво, и народ заинтересовался. Горожане разбились на два лагеря - за и против новой веры, еще чуть-чуть - и начнется массовое побоище.
Тогда новгородский князь Глеб Святославич сунул за пояс топор, прикрыл его плащом и решительно протолкался к волхву.
-Знаешь ли, что завтра случится, а что - сегодня до вечера?
-Знаю все! - Напыжась, отвечал волхв.
-А знаешь ли, что будет с тобою сегодня?
-Чудеса великие сотворю! - Вконец забурел пришлый "экстрасенс".
Князь Глеб хмыкнул, достал топор и от всей души приложил волхва по голове. Тот, естественно, помер. Народ посмотрел на это дело, почесал в затылках и разошелся по домам. Логично: какой же это провидец, коли собственной смерти в упор не видит?
Источник - "Повесть временных лет" по Лаврентьевскому списку.
Был еще мелкий эпизод - княжеский воевода Ян Вышатич убил одного мятежника обухом секиры. И опять-таки это был новгородец.
Топор с паровозом... Нет, с паворозой!
Второй известный случай, в отличие от вышеприведенного, действительно является боевым эпизодом. Он описывает эпизод Липецкой битвы, где князь Мстислав Удалой воевал с "конкурентами": «проехав трижды сквозе полкы княжи Юрьевы и Ярославли, секучи люди, бе бо у него топор с паворозою на руце» - из той же летописи.
Павороза - это темляк на рукоятке хоть топора, хоть чего-то другого.
Все. Больше случаев применения знатными русскими воинами в X-XIII веках секир и боевых топоров не отмечено, хоть режьте. А из отмеченных в бою им сражался один только Мстислав Удалой, Глеб Святославич применил топор гораздо более утилитарным образом...)
Оригинал статьи - на канале https://zen.yandex.ru/dnevnik_rolevika
Официальный паблик - https://vk.com/dnevnik_rolevika