Найти тему
Спорт уик-энд

Басель АБДУЛФАТТАХ: «Премиальные? Триста тысяч!» - закричал Миллер. В раздевалке повисла тишина…

Оглавление

Победитель первенства молодежных команд-2009 в составе «Зенита» дал откровенное интервью «Спорт уик-энду»

Из досье «Спорт уик-энда»
Басель Абдулфаттах

Родился 6 марта 1990 года в Ленинграде. Воспитанник «Кировца», СДЮШОР «Смена». Амплуа - центральный защитник. Карьера: «Зенит» (2008 - 2010); «Крылья Советов» (2011 - 2012), «Енисей» (2012); «Черноморец» (2013 - 2014); «Динамо» СПб (2014 - 2015); «Аль-Джаиш» (Сирия, 2016). Чемпион России среди юношей в составе СДЮШОР «Смена»-2007. Победитель молодежного первенства России-2009 и бронзовый призер-2010. Чемпион Сирии-2016. В молодежной сборной России (2010 - 2011) - 4 матча.


На «Петровском» увидел гнетущую обстановку


- Брайан Идову рассказывал, что родители долго не отпускали его одного на тренировки в «Смену» из-за боязни скинхедов. С вами не случалось подобных историй?
- Были проблемы. Даже на футбольном поле, когда играл за «Кировец», за «Смену», проскакивали в мой адрес расистские высказывания.
- Драться приходилось?
- У нас во дворе стояла беседка, где собирались бритоголовые. Мне было лет двенадцать, мы играли с пацанами. «Иди, «черный», отсюда, чтобы мы тебя тут не видели», - услышал. Расстроился, конечно. Пришел домой, рассказал старшей сестре. У нее тоже своя компания была, быстро их на место поставили. До драки не дошло. По городу я очень аккуратно передвигался. И родители предупреждали. Еду в метро, народу немного, заходят скинхеды, а я всегда с книжкой ездил, мальчик интеллигентного вида (смеется). А сам краем глаза поглядывал по сторонам.
- И что скинхеды?
- Прошли мимо.
- В детстве болели за «Зенит», ходили на «Петровский» или больше нравились зарубежные звёзды?
- Конечно за «Зенит» болел! Особенно когда молодые начали играть. Кержаков, Аршавин. Это мотивировало. Наш, сменовец, играет в команде! И ты к этому имеешь какое-то отношение. Когда в школу приходили старшие ребята 1986-1987 года рождения - Кожанов, Нагуманов, Овчинников, Тарасюк - они заигрывались за основной состав «Зенита» при Петржеле, мы всем классом потом обсуждали: кто кого видел, и это, как мне кажется, создавало преемственность. Ты понимаешь, у любого пацана есть шанс играть за родной клуб! Хотелось идти на тренировку и ещё больше вкалывать! Сейчас, конечно, все изменилось, просто тренироваться с «основой» для ребят из академии - успех… А вот на стадион всего пару раз сходил.
- Что-то отпугивало?
- Ходил на матч «Зенит» - «Спартак». Гнетущая обстановка. ОМОН с собаками. Драки. По телевизору больше нравилось смотреть.
- Молодому футболисту важно найти своего агента. У вас был такой человек?
- В 17 лет я подписал соглашение с Виталием Калоевым. Вопросы решал мой отец. Степень доверия на первых порах была высокая. Меня же Чугайнов (Игорь Чугайнов возглавлял дубль «Зенита» в 2007 году. - Прим. автора) отправил из дубля.
- Причина?
- Тренировался с командой на Малой арене «Петровского», но буквально за два дня до вылета на сбор в Турцию получил травму. Разорвал заднюю мышцу бедра. Никак не мог восстановиться. Начал бегать по кругу и еще хуже сделал. Две недели - постельный режим, вообще нагрузки запретили. Только через месяц вернулся. Но психологически боязнь оставалась, думал, опять сломаюсь. Сделали МРТ, вроде бы все нормально. Чугайнов торопил: «Давай, тренируйся». - «Не могу, нога по-прежнему беспокоит». - «Не можешь - уходи. Больные мне не нужны». Потом поступило предложение из «Рубина». Калоев договорился, что буду играть во второй команде.
- Неплохой вариант…
- Да, но в Казани я так и не появился. Чугайнова сменил Анатолий Давыдов, и со мной заключили контракт без всякого просмотра. На том этапе Калоев помог. А вообще, если рассматривать мою карьеру глобально, нужно было заключать соглашение с Павлом Андреевым. Все заигравшие в РПЛ ребята были клиентами Андреева.
- Сейчас с Калоевым общаетесь?
- Как с ним общаться? Насколько мне известно, он за границей скрывается. Да и нет у меня такого желания.
- В молодежной сборной поиграли с Артёмом Дзюбой?
- Не только с Дзюбой, но и с Кокориным, и с Мамаевым. Артем все время юморил. Очень позитивный парень, его шутки не были злыми. Но Дзюба на два года старше, в том возрасте - это большая разница, у них своя компания. Мамаев? Он мне показался немного надменным, но это оценочное суждение, мы же с ним близко не были знакомы. Кокорин показался добрым парнем, они со Смоловым вместе все время ходили.
- Что скажете про нынешнюю ситуацию, в которой оказались Кокорин и Мамаев?
- От Кокорина я такого не ожидал. Мамаев, допускаю, мог вспылить. Скорее всего, Саша пытался самоутвердиться в компании перед младшим братом, поэтому тоже полез. Конечно, они неправы.
- В футбол эти люди смогут вернуться?
- А что помешает?
- Общественное мнение.
- Оно будет неоднозначным. Но сейчас общество уже на их стороне. Вот если бы ребят «отмазали» - другое дело. Они уже понесли наказание, пересидели даже.

Адвокат требовал европас

- За режимом в дубле «Зенита» следили?
- В основном режим соблюдали. Могли после игр сходить в ночной клуб, в баре посидеть. Но это не значит, что упивались, а потом ползали. Чуть-чуть расслаблялись. Немного пива, немного крепких напитков. Трэшевых историй не припоминаю. Перед играми заезжали на карантин. В разные гостиницы - на Крестовском острове, в центре города. Ты должен лечь спать вовремя. На следующий день измеряли пульс, давление. Тренеры могли спросить: почему показатели не в норме? На основе этого ты мог не пройти в состав. Поэтому футболисты уже моего поколения себя контролировали. Вот раньше бывало… Много историй слышал.
- Расскажите хотя бы одну.
- В советское время все же коротали время на базе. Чем заниматься? Соцсетей нет, Интернета нет. Работал у нас в «Черноморце» (Басель выступал за команду из Новороссийска в 2013-2014 годах. - Прим. автора) тренер, легенда клуба. Рассказывали, что в молодости он очень любил читать. Садился за стол, открывал бутылку водки, открывал книжку и наслаждался каким-то романом…
- Материальное вознаграждение от клуба за победу в молодежном первенстве было серьезным?
- Тогда в Газпроме шло всё очень хорошо, хотя, думаю, и сейчас неплохо. Середина сезона. Нам обещали за победу в турнире дублеров по миллиону рублей. Нигде это не было прописано. Уже ближе к финишу - по 700 тысяч. Ну, всё равно, деньги неплохие (смеется). После победной игры со «Спартаком» в раздевалку заходит Алексей Миллер и начинает скандировать: «Сине-бело-голубые», хей-хей». Мы подхватили. Кто-то из ребят выкрикнул: «Какие премиальные будут?». Вроде бы в шутку. Остальные подхватили. - «Триста тысяч!» - закричал Алексей Борисович. И ждет реакции, думал, что сейчас все от радости завизжат. Но в раздевалке повисла зловещая тишина. - «Что, мало?» - «Нормально…»
- Слушайте, но для 19-20-летних ребят действительно неплохо. Куда вложили средства?
- На следующий год купил Lexus GS300. Подержанный, конечно, не новый. Миллион рублей стоил.
- На права сдавали? Только честно.
- Нет. Помог один человек из административного штаба «молодежки». У него были связи в ГАИ. Приехал уже на финальный экзамен. Стояли какие-то аппараты, я их первый раз в жизни увидел. Даже не знал, как это все работает. Нажимал наугад, и, представляете, все «зеленые» ответы вылезли.
- Военный билет таким же образом получили?
- Друг помог. Я до конца не был уверен, что останусь в «Зените». Поэтому себя обезопасил. Ездил в военкомат, потом в больницу «заряженную». Нашли искривление позвоночника. У футбольных клубов этот процесс налажен. Если ты играешь, тебе дают отсрочку, но в 17 лет я не знал таких тонкостей.
- Вы тренировались с «основой» Дика Адвоката. Был шанс зацепиться в «Зените»?
- В 2009-м накануне матча с «Кубанью» эпидемия травм нахлынула. Меня, Макса Канунникова, Антона Соснина и Серегу Петрова вызвали в первую команду. Отработал недельный цикл на хорошем уровне, так мне показалось. Надеялся, что Адвокат на замену выпустит. Меня отправили разминаться вместе с Хусти. На поле так и не вышел. Зато впечатления от тренировок Адвоката остались сильные. Он требовал европас.
- Что-что, простите?
- Сильный в ногу, чтобы мяч шуршал по траве. Мы это все умели делать, нас Анатолий Викторович приучал. По-русски Дик вообще не разговаривал. Только на английском. Общение - профессиональное. Тренировка закончилась, никаких душещипательных бесед.
- Премиальные заплатили за победу над «Кубанью»?
- Тогда в «Зените» всем поровну платили, чтобы недовольных не было. На скамейке посидел и 15 тысяч долларов получил. Миллер тоже в раздевалку заходил. Я удивился, что он меня знает по фамилии. Пожал руку. - «О! Ты уже здесь, давай-давай». Миллер очень открытый человек, у него нет никакого пафоса, апломба.
- Помните историю, когда «Зениту» «влепили» поражение в матче с ЦСКА за нарушение регламента? Поговаривают, что это сами игроки просили тренерский штаб не включать в заявку молодых, чтобы не платить им повышенных премиальных?
- Меня уже не было в команде, но такое могло случиться, не исключаю. В основном Алексей Ионов там сидел из молодых.
- Это правильный подход?
- Отчасти. Какого фига тебе должны платить такие же деньги, если люди выходят на поле и убиваются?!
- Анатолий Давыдов мог бы продолжать работать с первой командой по профессиональным качествам?
- В 2009 году он проработал всего три месяца с «Зенитом», но достаточно успешно. С восьмого-девятого места поднял команду на третье. У него очень интересный тренировочный процесс и классное чувство юмора. Мы играли в «квадраты» двумя мячами. Прикольно. Потом на манекенах тренировались, как идти в подкат. С «молодежкой» Викторыч работал шикарно, но когда дело доходило до серьезных игроков, с большими контрактами... Им нужен был авторитетный тренер вроде Адвоката или Спаллетти. Вы не хуже меня знаете, что в «Зените» тех лет даже не рассматривали российских специалистов.

В «Динамо» всегда так платили, чтобы на налоги не «попадать»

- В петербургском «Динамо» вы оказались в тот момент, когда там перестали выплачивать зарплату...
- Насколько я знаю, у президента клуба начались проблемы с бизнесом и со здоровьем параллельно. Команда находилась в зоне турбулентности. Трясло не по-детски. Ходили разговоры, что братья Ротенберги хотели купить клуб. Давали хорошие деньги, готовы были погасить долги, даже «черные», не прописанные в контракте. Но президент отказался. Они тоже пошли на принцип: «В конце сезона мы у тебя клуб бесплатно заберем». Соглашение на использование брэнда заканчивалось.
- И сколько платили?
- Официально - 50 тысяч. Ну и еще тысяч сто сверху. В том «Динамо» всегда так работали, чтобы на налоги не «попадать».
- Никто в Питере так и не понял, зачем президенту Леониду Цапу нужен был футбол? Тринадцать лет бессмысленно содержал клуб…
- Со мной Цапу вообще ни разу не общался, даже при подписании контракта. Все через генерального директора Валентина Белавина шло. В плане футбола президент был недалеким. Доверял чужому мнению. Кто-то в ложе мог ляпнуть, дескать, игру сдают. И он делал выводы. Некоторые игроки страдали из-за этого.
- Бывший главный тренер «Динамо» Сергей Дмитриев рассказывал, что футболистов кормили лапшой «Доширак».
- С питанием были проблемы, и на выезды ездили в плацкартных вагонах. Хотели завершить сезон, чтобы статус профессиональный сохранить. Цапу уже ничего не вкладывал. Я слышал, что деньги Ротенберги платили.
- С их приходом ситуация изменилась. Почему же не остались в «Динамо»?
- Сделал ошибку, нужно было дома оставаться. Я не хотел играть во второй лиге. Тренер Александр Точилин, видимо, навел обо мне справки и предлагал контракт. Физическое состояние у меня было раскладное, честно скажу. Они посмотрели, говорят: «У нас чемпионат начинается, времени нет тебя подтягивать». Жаль.

Казалось, ИГИЛ скоро войдет в Дамаск

- Почему ваш отец в свое время выбрал Ленинград, а не Москву или Киев, например?
- Как мне папа рассказывал, у них было такое распределение. После шестидневной войны (Израиля против стран арабской коалиции. - Прим. автора) Сирия плотно контактировала с СССР. Сюда отправляли студентов, в основном - медиков и железнодорожников. Отца отправили в ПГУПС (Петербургский государственный университет путей сообщения. - Прим. автора).
- Сирия - вторая родина?
- В какой-то степени… Хотя ощущаю себя, конечно же, русским. Моя Родина - Россия. Но тяга к Востоку осталась. Мне интересна эта тематика.
- Первое ощущение от пребывания в Сирии?
- Осознанно побывал на родине отца, когда мне исполнилось 14 лет. Тепло, много машин, музыка, движуха, особенно вечером. В Питере такого не было. И море, конечно. Шикарное!
- Как удалось трудоустроиться в сирийский чемпионат?
- Поступило предложение от сирийской федерации. Это потом пригласили в «Аль-Джаиш». Проехали на неделю посмотреть обстановку. Потренировался со сборной. Они подтвердили, что мой уровень подходит. Но не получил добро в Азиатской конфедерации футбола. Я был заигран за молодежную сборную России.
- В чем проблема? Шейдаев на юношеском и молодежном уровне играл за Россию, а затем спокойно перебрался в сборную Азербайджана.
- Сирийцы не смогли договориться. Там слабая федерация. Каждые два месяца менялось руководство. Мог просто документ какой-то потеряться. Разрешение я так и не получил.
- В стране уже шла война?
- Ситуация была тяжелой. Первый раз я приехал еще до того, как в страну зашла Россия. Блокпосты, истребители летали над домами, где-то громыхала тяжелая артиллерия. Казалось, еще чуть-чуть - и они надломятся, ИГИЛ войдет в Дамаск. Уже бензина не хватало, на заправке очереди километровые - машин сто. Первые три дня, признаюсь, было страшновато. Сейчас бы никуда не поехал. Через сборную хотел оказаться в каком-то богатом клубе из Эмиратов или Кувейта. Поиграть и заработать, чего уж там скрывать.
- Жили в Дамаске?
- Конечно, ни в какой другой город я бы не поехал. Клуб - армейский, мне гарантировали безопасность. По деньгам выходило не больше, чем в питерском «Динамо». Если переводить в рубли - 100-110 тысяч. Клуб оплачивал жилье, ну и другие бытовые расходы брал на себя.
- Приходилось встречаться с кем-то из российских военных?
- В городе я никого не видел. Они же на военных базах сидели.
- Правда, что в сирийских школах преподают русский язык?
- С этого года ввели официально. Ты можешь выбирать, какой иностранный язык изучать - английский, французский или русский.
- Сирия - мусульманская страна. Сталкивались с чем-то необычным для вас?
- Есть, например, Саудовская Аравия, где живут религиозные консерваторы. Сирия и Ливан - светские страны. В Ливане вообще женщины в джинсах ходят. Его еще «восточным Парижем» называют.

У одного - лакокрасочный завод, другой песком занимается

- Разочаровались в футболе, если завершили карьеру в 26 лет?
- Можно было бы вернуться в «Черноморец», но уже не хотел уезжать от семьи. К тому же колени побаливали. Врачи поставили диагноз - дистрофические изменения мениска. Понимал: еще чуть-чуть, получу травму - буду оперироваться, лечиться за свой счет. А потом дождик пойдет, и колено ныть начнет. Мне это совершенно не надо. Все взвесил и понял: лучше раньше завершить и начать чем-то серьезным заниматься.
- Это когда есть средства к существованию?
- Что-то скопил. Машина, квартиру приобрел. Месяцев восемь потребовалось, чтобы расшататься, найти себя. Сначала у меня был ресторан.
- С восточной кухней?
- Нет, с европейской. Ресторан продал. И начал вкладываться в недвижимость. У меня свое агентство: и новостройка, и «вторичка», и коммерческая недвижимость, управление.
- Футбольное прошлое помогло?
- Да. Среди моих клиентов - люди, с которыми я сам играл в футбол. Фамилии озвучивать не стану, многие сдают недвижимость инкогнито. В том числе, игроки Премьер-лиги. Людям нужно куда-то вкладывать деньги. Недвижимость - твердое вложение.
- Кто-то еще из «золотого» дубля-2009 завязал с футболом?
- Пару человек завязали. У одного - частный бизнес, лакокрасочный завод, принадлежащий его отцу. Другой занимается продажей песка в Ленобласти. А вообще мне нравится подход Олега Самсонова и Виктора Файзулина.
- И что за подход?
- У них своя строительная компания, и они вкладывают деньги в развитие футбола.
- «Зениту» не нужны свои воспитанники. Почему?
- Так получается… Сейчас появилась команда «Ленинградец», у меня там товарищ играет. Саша Петров (бывший полузащитник молодежного состава «Зенита». - Прим. автора). У них очень грамотно выстроен клуб. Зарплаты, премиальные небольшие, но все выплачивается вовремя. Кстати, с Петровым интересная история вышла.
- Поведайте.
- Тыкался-пыкался, уезжал в Казахстан, пытался там получить гражданство, чтобы не быть легионером. Не получилось. Вернулся в Петербург и решил завязать с футболом, в одно примерно время со мной. Пошел работать в компанию по продаже автомобилей. Поигрывал в футбол по выходным. Борис Завельевич Рапопорт его выдернул и пригласил в «Ленинградец». Саша потренировался, подписал контракт. У него пошло, сумасшедшую форму набрал! Они его боготворят, он лучший на поле. Это пример. И в Питере, и по всей России масса недооцененных игроков. Просто в них нужно кому-то поверить!
Алексей ПАВЛЮЧЕНКО.