Найти тему
МОСТ ДЛЯ ПОЛИ

МОЙ ДРУГ КАВАРАДОССИ

Где-то высоко в кроне дерева, в его густой листве, звучит музыка. И эта музыка волшебна. Он слышит ее, слышит сквозь решетку и сквозь стекло.

Слышит и тихо, почти шепотом, подпевает.

В такие моменты лицо его преображается. Точно светится мягким светом изнутри. Из-под кожи.

— Что ты поешь?

— Я не пою, я подпеваю.

— Подпевают, когда звучит музыка, а здесь тихо.

— Музыка звучит там.

Он кивает головой на тополь, что беззвучно шелестит за окном.

Для меня — беззвучно.

— Хорошо. Ясно.

В нашем отделении есть шизики на любой вкус. Этот симпатичный. Слышит музыку, когда ее нет. Вполне мирное хобби. Во всяком случае, не лезет в истерике в драку и не воет во сне...

— И что это за музыка? Кому ты подпеваешь?

— О! Это прекрасная музыка! Каварадосси...

— Кавара... кто?

— Такая ария...

Я вспоминаю, что есть группа «Ария», поющая какой-то тяжеляк, но мне она не нравится...

— Нет, это песня. Ее поет мужчина, которого должны казнить. Но когда он поет, мы еще не знаем, казнят его или нет. Это очень красивая ария. Я всегда мечтал сыграть ее... знаю настолько хорошо, что вот теперь, кажется, слышу...

— И что?

— Ничего. Просто слышу и все.

— Нет. Чем кончилось-то? Казнили?

— Казнили. А его девушка бросилась с крыши замка и разбилась...

— Жизнеутверждающе.

Наши разговоры — спасение для него.

***

Если я, активный и общительный, быстро нашел чем заняться в психушке, то он часто просиживал у окна и, смотря на тополь, «слушал музыку».

От медсестры я узнал, что его отправили сюда родители после того, как он неделю пролежал лицом к стене на своей кровати. А от него самого через месяц больничной дружбы услышал о жестокой, бессердечной травле, которую устроили ему одноклассники.

Обычный подросток, с редкими волосами на голове, через которые просвечивала кожа черепа, с тонкими, как нитка, губами, острым носиком и огромными серыми глазами...

***

Он все спрашивает меня, схватив за руку, точно боясь, что я убегу, не дав ему ответа:

— Кто ненормальный? Я или они? Ведь это ненормально — ставить на колени человека...

— Ненормально.

— Ведь это ненормально — брать и...

— Подожди, — останавливал я его. — Мы выпишемся отсюда. Ты перейдешь в другую школу...

— В корпусе напротив сидит парень, он по больницам уже восьмой год. Вдруг и нас так?

— Во-первых, ты не в корпусе напротив, а во-вторых, тот парень, в отличие от тебя, убил двух человек топором, а одного, еще живого, облил бензином и...

— Не надо!

— Хорошо. А вот чтобы тебя выписали и не били, а может быть, даже любили, тебе надо стать как все. У нас, в обществе, где мы с тобой живем, очень важно, даже необходимо стать как все...

— А это как?

— Ну, во-первых, не подпевать музыке, которая звучит из деревьев...

Он улыбается.

— Это можно. Хотя, если бы ты слышал эту арию...

— Я не люблю русский рок.

— Это опера!

— Ах да. Его казнили, а она упала с крыши небоскреба...

— Замка. Потому что не могла больше жить.

— Вот этого и не надо говорить. Притворись, что тебе нравится «Модерн Токинг»...

— Ну хорошо.

— И не только в песнях. Везде. Мир очень прост. Ты не любишь смотреть на деревья и грустить о девушке, рухнувшей с замка. Ты хочешь работать и получать побольше денег. Хочешь жениться на девушке с большими сиськами. Размер должен быть подходящий. И завести детей. Квартиру кооперативную. И хотя девушки у тебя нет, ты придумай. Только не эту дохлячку, которая непонятно по какой причине кинулась, а нормальную. С сиськами...

— У меня есть девушка.

— Свисти.

— Есть. Я могу про нее рассказать врачам.

— Хочешь жениться на ней?

— Нам надо ближе познакомиться, понять, совпадают ли наши интересы.

— Нет. Ты хочешь жениться на ней. И, придя с завода, плотно поужинав, заниматься с ней продолжением рода. Разложив недавно приобретенный на тринадцатую зарплату диван-кровать «Родина». Радио приобретешь чуть позже. На премию. И вот тут-то и послушаешь оперу про доходягу, которого должны казнить, и его бабу, у которой поехала крыша. Или лучше скажи про «Модерн Токинг». Понял?

— Понял. Я все равно боюсь, что меня не выпишут. Поймут, что я терпеть не могу «Модерн Токинг»...

Где-то недели через три его выписали.

Еще на неделю позже выписали и меня.

***

Для кого-то месяц — много. Для кого-то — мало. Время то тянется, то летит. Прошел всего лишь месяц... куда же вы делись, друзья мои? Или больше времени прошло? Ах да, конечно. Школа закончена, экзамены сданы и море уже обнимает вас...

В Москве жарко, но когда открываешь окна, то ветерок врывается, несется из окна в дальний угол и, наткнувшись на препятствие, растворяется, принося свежесть.

— Алло! Да, я. А, это ты, Каварадосси?

Да, это он. Зовет гулять. Зовет в оперу.

— Уже купил три билета?

И мы идем по бульвару от метро. Втроем в оперу. И согласованно врем его девушке, что познакомились в санатории. Говорить о том, что оба мы лежали в психушке, нельзя. Он просил.

— Познакомились в санатории, — говорю я ей, когда мы идем в театр. — Я там отдыхал. После психушки.

Я всегда говорю такое, чего другие стесняются. Психиатр почему-то называл это суицидальным поведением.

— Вы лежали в психиатрической больнице? — она смотрит на меня с любопытством.

— Ага. А потом познакомились.

Она небольшого роста, полненькая девушка, брюнетка с кудряшками под негритянку и красивыми голубыми глазами.

— В санатории, — добавляет мой товарищ. — Там оба отдыхали.

— А расскажите про психбольницу, — просит она.

— Что рассказать?

— Что чувствует человек... и вообще...

Она теряется. По-моему, ей становится неудобно от своего собственного любопытства.

А еще я вижу, что нравлюсь ей. И это видит мой товарищ.

— Человек чувствует себя так, будто тот, кого он любил, уже убит и исчез из этого мира, а самому ему пришлось броситься с крыши замка: и он летит, летит, летит... и хочет, чтобы полет закончился, и боится разбиться о камни площади. И все летит, летит...

Мы молчим. Все так же бредем по дорожке между деревьев, в кронах которых для него, моего друга, звучит музыка. Но не для меня.

— Это как в опере. Жизнь, получается, похожа на оперу?

— Похожа, — отвечает он. И смотрит туда, вверх. Как всегда. Лицо его на мгновение преображается. Точно светится мягким светом изнутри. Из-под кожи. И он не видит ничего вокруг. Неужто за это его били одноклассники?

— Только не для меня, — говорю я, опять купаясь в собственной откровенности. — Я оперы не понимаю. Дальше «Модерн Токинг» не продвинулся. Совершенный остолоп.

— Ну зачем так?— спрашивает она и неожиданно касается моей руки. — Вы послушаете и узнаете. Пуччини — это прекрасно...

И мне очень хочется согласиться. Но я все еще лечу с крыши замка. Лечу, лечу, лечу и никак не могу упасть.

И поэтому я убираю свою руку от ее руки.

— Есть люди, — говорю я, — которые ездят в санатории и слушают оперу. А есть те, кто лежат по дурдомам и работают на заводе, за зарплату... у меня дела. Я не пойду с вами.

Только тут мой товарищ поворачивается ко мне. Видно, музыка в кронах деревьев прервалась или он, наконец, сумел сосредоточиться на земном.

— Ты что? Мы же договаривались пойти!

— Да. Но я передумал. Пойду посмотрю, не приехал ли в «Олимпийский» Томас Андерс.

— Ну и зря, — говорит его девушка.

— Пока, — отвечаю я ей.

— Счастливо, Каварадосси! — говорю я ему. — Ты помнишь, что такое нормальная жизнь?

— Да, — отвечает он. И улыбается.

— Размер подходящий, — улыбаюсь я и жму ему руку.

***

И вот они удаляются, становятся меньше. Последнее, что я вижу: он берет ее за руку. Решился-таки начать нормальную жизнь Каварадосси. Это то, чему я научил его.

А мне, конечно же, некуда идти.

Для кого-то месяц — много. Для кого-то — мало. Время то тянется, то летит. Куда же вы делись, друзья мои? Ах да, конечно. Школа закончена, экзамены сданы и море уже обнимает вас...

Я смотрю по сторонам и вижу лавку. Сажусь или, точнее, падаю на нее. Всё. Мой полет закончен. Я приземлился.

И только тут вдруг я обращаю внимание на крону дерева. И вижу, как колышется листва на ветру.

И слышу арию, которая звучит на непонятном тягучем языке.

Я слышу прекрасную музыку, и я уже не одинок.

***

Это то, чему научил меня он. Мой друг — Каварадосси.