Найти тему
История моды с Марьяной С.

"Нана", скандал и голубой корсет

В 1877 г. Эдуард Мане собирался показать свою картину "Нана" на выставке, знаменитом Парижском салоне. И... получил отказ. Картину сочли неприличной.

Если бы на картине была обнажённая натура, проблемы не возникло. Мало ли Диан, Венер и Лукреций знавало искусство! Классическая нагота не неприлична.

Но "Нана" не обнажена. Она полуобнажена. Она в белье! Она наша современница! И в таком виде! Ещё и мужчина рядом! То есть перед нами кокотка... И автор не осуждает её, он любуется!

"Нана", Эдуард Мане, 1877 г., из коллекции Художественного музея в Гамбурге
"Нана", Эдуард Мане, 1877 г., из коллекции Художественного музея в Гамбурге

Разгневанный Мане всё-таки выставил картину - в витрине галереи на бульваре Капуцинок. А мы теперь, оставив позади скандалы прошлого, имеем возможность полюбоваться неприлично-нарядным бельём модели, известной тогда кокотки Генриэтты Хаузер.

Да, неприличность заключалась, помимо прочего, ещё и в нарядности белья. На протяжении большей части XIX века оно было относительно простым, без пышной отделки, и в основном белым. Зачем вам нарядное? Им же не любуются!

Это у одних женщин не любуются. А у таких, как "Нана" - ещё как!

Сорочка, главный предмет женского туалеты, отделана по подолу кружевами, которые пенятся вокруг колен.

Деталь картины "Нана", Эдуард Мане, 1877 г., из коллекции Художественного музея в Гамбурге
Деталь картины "Нана", Эдуард Мане, 1877 г., из коллекции Художественного музея в Гамбурге

Вместо скромного белого или бежевого корсета на ней голубой, да ещё атласный. Цветные корсеты только-только появились в моде, и в ту эпоху опять-таки их могли носить разве что дамы полусвета. Пройдёт совсем немного времени, и их станут носить даже добропорядочные матери семейств, но Мане показывает нам, с кого всё начиналось.

Деталь картины "Нана", Эдуард Мане, 1877 г., из коллекции Художественного музея в Гамбурге
Деталь картины "Нана", Эдуард Мане, 1877 г., из коллекции Художественного музея в Гамбурге

А на ногах чудесные серо-голубые чулки с вышивкой. Они держатся подвязками у колен – просто это место мы не видим, оно скрыто сорочкой и панталончиками.

Деталь картины "Нана", Эдуард Мане, 1877 г., из коллекции Художественного музея в Гамбурге
Деталь картины "Нана", Эдуард Мане, 1877 г., из коллекции Художественного музея в Гамбурге

На стуле слева виднеется краешек голубого платья – то есть у Нана всё выдержано в единой цветовой гамме. И платье, и то, что скрывается под ним. Идеальная парижская дама полусвета той эпохи.

Деталь картины "Нана", Эдуард Мане, 1877 г., из коллекции Художественного музея в Гамбурге
Деталь картины "Нана", Эдуард Мане, 1877 г., из коллекции Художественного музея в Гамбурге

В том же 1876 г., когда Мане начал работу над "Нана", он написал картину "Перед зеркалом". И у меня всегда было впечатление, что это та же женщина, и, возможно, тот же корсет – только вид сзади.

"Перед зеркалом", Эдуард Мане, 1876 г., из коллекции  музея Гуггенхайма
"Перед зеркалом", Эдуард Мане, 1876 г., из коллекции музея Гуггенхайма

И, обратите внимание, как корсет зашнурован. Помимо того, что корсет держал спину, поддерживал грудь, делал талию тоньше, он ещё и давал возможность женщине регулировать свой размер. В ту пору корсаж платья должен был плотно облегать тело, нигде не морщить. Так что, сильнее или слабее шнуруя корсет, женщина могла – до определённой степени, конечно - контролировать тело.

Вот этот корсет тоже вполне в духе Нана:

Корсет 1868-1874 гг., из коллекции Музея при Fashion Institute of Design & Merchandising
Корсет 1868-1874 гг., из коллекции Музея при Fashion Institute of Design & Merchandising

Хотя мне больше нравится этот, более поздний:

Корсет 1880-х из коллекции Института костюма Киото
Корсет 1880-х из коллекции Института костюма Киото

Словом, Мане, конечно, тогда пострадал от современников. Зато нам, потомкам, повезло - можем любоваться!

Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма!