Привычным эхом наша память отзывается на фамилию Дягилев: «Дягилев? А, Сергей, кажется? Да-да, балет… Начало прошлого века… Ну да, конечно. И «Русские сезоны», Париж в восторге был, и даже после 17 года они гремели, в эмиграции…»
За ярчайшим тэгом «Русских сезонов» (концертной и балетной антрепризы в Европе), для нас, увы, стушевалась остальная огромная часть культурного наследия Сергея Павловича Дягилева. Вернуть ее в оборот повседневных исторических представлений, восстановить для каждого целостность духовной жизни России в эпоху ее особого расцвета на рубеже XIX-XX вв., увидеть связь творческих акций прошлого и настоящего помогает книга Наталии Чернышовой-Мельник «Сергей Дягилев – редактор, публицист, критик». Написанная на основе кандидатской диссертации автора, эта книга отлично раскрывает заявленную в заглавии тему и даже более того. Становится ясно, как многогранна была личность и деятельность Дягилева, как соответствовала она уникальному периоду нашей истории, когда почти все деятели русской культуры прониклись духом двух эпох, одновременным ощущением итога и начала, завершения исторического круга и предчувствия чего-то нового, необыкновенного.
Но чего бы стоили одни только смутные ощущения, если бы они были разрозненны, если бы прорывались в каких-то отдельных произведениях живописи, литературы, сценического искусства! Если бы не было энтузиастов-организаторов художественных выставок, неустанных предпринимателей сценических постановок, журнальных редакторов-трудоголиков и вдохновенных публицистов с огромными запасами знаний и острым вкусом к прекрасному! Дягилев воплотил в себе все эти ипостаси, начав с самой «скромной» - с роли художественного критика. В 1896 году, будучи еще студентом, он опубликовал свою первую рецензию «Акварельная выставка» под псевдонимом «Любитель». В ней и в последующих работах он высказал глубокие знания по современной живописи, прозорливое представление о ее задачах (особенно о соотношении российской живописи и зарубежной), а также об общественных запросах и ожиданиях, адресованных культуре вообще и художникам в частности. Имя Дягилева становится известно, мнение его весомо, и авторитет его становится действенным фактором культурной жизни России.
А вскоре начинается эпоха «Мира искусства» (1898-1904), журнала, основанного знаменитым художником и теоретиком искусства Александром Бенуа совместно с Сергеем Дягилевым. Журнал и одноименное объединение отечественных художников стали ярчайшим явлением своего времени. Издатели и корреспонденты журнала сумели заслужить Высочайшую поддержку и в то же время стать востребованными самой широкой аудиторией, которая и просвещалась, и вдохновлялась, и спорила, и пробовала собственные силы в искусстве. Главным художественным направлением тогда был символизм, потрясающе заявивший о себе в литературе именами, в первую очередь, поэтов – Брюсова, Бальмонта, Мережковского, Гиппиус, Соллогуба, а затем Блока, Белого, Кузмина, Анненского… Литературная часть журнала стала их кафедрой. И художественная блистательно выдерживала конкуренцию: к «основоположникам» А.Бенуа и С.Дягилеву присоединились Е.Лансере, В.Серов, Л.Бакст, Д.Философов, А.Нурок, В.Нувель…
Разумеется, разногласия и столкновения были неизбежны. От «Мира искусства» со временем произошли другие издания, сам он перестал выходить. Но оставалось главное – прочно созданная и утвержденная потребность публики в обнародовании мнений ведущих деятелей культуры, которые даже своими разногласиями объединяли общество, создавали насыщенную атмосферу культурных интересов, духовной жажды, постоянного соучастия каждого в глобальном интеллектуальном прогрессе.
Как именно это происходило, какие материалы были наиболее заметными и яркими, в чем выражалась их связь с событиями истории и культуры, а также воздействие на зарождение и развитие этих событий – обо всем этом рассказывает книга. Особый интерес представляют приложения – материалы из самых разных областей: из докладов сотрудников Кабинета Его и Ее Величеств, из Архивов Императорской Академии Художеств, переписки знатных покровителей различных учебных заведений, музеев, мастерских и т.д. А также подробная библиография и именной указатель.
Чернышова-Мельник Н.Д. С.П.Дягилев – редактор, публицист и критик: монография. – СПб.: Алетейя, 2018 – 464 с.: ил.