Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

Мужские рубашки, утюги и Эдгар Дега

Мы уже обсуждали вопросы стирки и глажки. Но, пожалуй, о мужских рубашках стоит рассказать отдельно.

В XIX веке рубашка - единственное светлое... точнее, белое пятно в мужском костюме. В буквальном смысле. И за чистотой рубашек тщательно следили.

Женские нательные рубашки полностью скрывались под одеждой, а мужские были уже, собственно, не совсем бельём. В вырезе жилетов/сюртуков рубашка была хорошо видна. Ну и манжеты, конечно же. Так что мужские сорочки хорошенько отстирывали и крахмалили.

"За глажкой", Эдгар Дега, 1869, из коллекции Новой пинакотеки (Мюнхен)
"За глажкой", Эдгар Дега, 1869, из коллекции Новой пинакотеки (Мюнхен)

Казалось бы, что сложного? То, что крахмал придавал ткани жёсткость, но при этом она теряла блеск. А ткань должна была быть гладкой и блестящей. У этого требования, в частности, была практическая основа - глянцевая поверхность не так легко пачкалась. (Это важно! Ведь мужчина то курит и роняет пепел, то ест куриную ножку, то пиво пьёт... В общем, всячески затрудняет жизнь женщинам, которые потом эту рубашку стирают и гладят).

Так что для рубашек делали специальные смеси. Они были разными - к крахмалу добавляли и глицерин, и парафин, и буру... После стирки воротник, манжеты и манишку (не рубашку целиком! только эти места!) обмакивали в горячую смесь. Давали рубашкам подсохнуть. Затем снова обмакивали, но уже в холодную. После этого рубашки закатывали в полотенце, чтобы они оставались влажными и не пересыхали. Иначе будут плохо гладиться.

Вот они, накрахмаленные рубашки на картине Дега. Гладить, как и стирать, очень утомительно, поэтому и не грех пропустить стаканчик-другой... Раз уж других радостей мало. И смотрите, с каким усилием женщина справа гладит эти чОртовы манжеты!

"Гладильщицы", Эдгар Дега, ок. 1884, из коллекции Музея Нортона Саймона (Пасадина)
"Гладильщицы", Эдгар Дега, ок. 1884, из коллекции Музея Нортона Саймона (Пасадина)

У глажки были свои особенности. Сначала гладили не покрытую крахмалом большую часть рубашки. Затем с помощью мягкой тряпочки стирали с накрахмаленных поверхностей излишки – чтобы они не прилипли к утюгу! И только затем гладили полочки, воротник и манжеты.

"За глажкой", Эдгар Дега, 1876-87, из коллекции Национального музея искусств (Вашингтон)
"За глажкой", Эдгар Дега, 1876-87, из коллекции Национального музея искусств (Вашингтон)

Рубашки мы гладим и сегодня. Но всё-таки, согласитесь, нам уже как-то полегче...

Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма!