Мы уже обсуждали вопросы стирки и глажки. Но, пожалуй, о мужских рубашках стоит рассказать отдельно.
В XIX веке рубашка - единственное светлое... точнее, белое пятно в мужском костюме. В буквальном смысле. И за чистотой рубашек тщательно следили.
Женские нательные рубашки полностью скрывались под одеждой, а мужские были уже, собственно, не совсем бельём. В вырезе жилетов/сюртуков рубашка была хорошо видна. Ну и манжеты, конечно же. Так что мужские сорочки хорошенько отстирывали и крахмалили.
Казалось бы, что сложного? То, что крахмал придавал ткани жёсткость, но при этом она теряла блеск. А ткань должна была быть гладкой и блестящей. У этого требования, в частности, была практическая основа - глянцевая поверхность не так легко пачкалась. (Это важно! Ведь мужчина то курит и роняет пепел, то ест куриную ножку, то пиво пьёт... В общем, всячески затрудняет жизнь женщинам, которые потом эту рубашку стирают и гладят).
Так что для рубашек делали специальные смеси. Они были разными - к крахмалу добавляли и глицерин, и парафин, и буру... После стирки воротник, манжеты и манишку (не рубашку целиком! только эти места!) обмакивали в горячую смесь. Давали рубашкам подсохнуть. Затем снова обмакивали, но уже в холодную. После этого рубашки закатывали в полотенце, чтобы они оставались влажными и не пересыхали. Иначе будут плохо гладиться.
Вот они, накрахмаленные рубашки на картине Дега. Гладить, как и стирать, очень утомительно, поэтому и не грех пропустить стаканчик-другой... Раз уж других радостей мало. И смотрите, с каким усилием женщина справа гладит эти чОртовы манжеты!
У глажки были свои особенности. Сначала гладили не покрытую крахмалом большую часть рубашки. Затем с помощью мягкой тряпочки стирали с накрахмаленных поверхностей излишки – чтобы они не прилипли к утюгу! И только затем гладили полочки, воротник и манжеты.
Рубашки мы гладим и сегодня. Но всё-таки, согласитесь, нам уже как-то полегче...
Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма!