Найти в Дзене
FANTiKi

Энциклопедия Славянской Мифологии. Бог Авсень.

Оглавление

Наблюдаю за тем, как часто и много печатается здесь на Дзене информации из русского фольклора, но всегда мне кажется, что вся информация далеко не полностью отражает существующей на сегодня истории русского сказа. Именно по этому решил (пользуясь различной литературой) восполнить те пробелы которые имеют быть в современном образовании. В меру своих знаний естественно! Это будет алфавитный указатель, и сегодня я начну с литеры "А".

Литера "А"

Авсень (Овсень)

Древний бог самого начала весны и начала осени: бог смены времён года. Кромме того, Авсень покровительствует коням и пастухам, всячески им помогает. Ведь именно на коне - золотисто-рыжем, как солнце или кленовый лист - привозит он вести о начале весны и осени.

-2

Бог Авсень кожный Круголет (каждый год) вступает в свои права на осенний Излом – Осеннее Равноденствие. По поверьям одних славян, этот Бог начинает шествие нового КолоГода (Мирового нового года). У других славян – Авсень подготавливает путь-дорогу для прихода Молодого Солнца – юного Коляды, Бога Зимнего Солнца! По тому, что именно по осени идет счет собранному урожаю, человек присматривается к трудам своим за весь год, да готовиться отдохнуть от дел празднованиями и зимними гуляньями.

Бог Осени – брат-близнец Бога Зимы. Поэтому все ведающие и говорят, что Авсень – брат-близнец Коляды, да сын Батюшки Даждьбога и Матушки Майи-Златогорки. Почитали их наши предки на равных – как Бога Осеннего Солнца, так и Бога Зимнего Солнца, но каждого по-своему. Братья хоть и похожи, да деяния в Мире у них разные.

Посмотрите здесь Родословную славянских Богов.

-3

Легенды и мифы о славянском Боге Авсене

Труден да недолог оказался семейный союз Тарха Перуновича – светлого Даждьбога да Майи Златогорки – великанши, сестры Святогора Могучего. Но все ж пришла пора и им привести в Мiръ двух сыновей – новых Богов, близнецов от роду. Так сплела Макошь Судьбоносная по велению Рода Прародителя нить, чтоб народила Златогорка обоих деточек враз, да еще и в пору зимнего солнцеворота. А Богиня Жива роженице помогала, ободряла, наставляла, да силушку давала.

И как явились сыновья, так весть об этом мигом облетела Свет белый, да в Ирий пришла. А оттуда уже Отец Небесный – Сварог сразу послал в помощь Живе Семаргла– Бога Огня. Наказал ему Сварог, чтобы зорко стерег роженицу, следил за нечистью да всем неладным, и меч свой Обоюдоострый Огненный наготове держал. Прилетел Семаргл Огнебожич в пещеру пинежскую, да как рубанул по камню! Хлынул источник чистой живой воды – напоили ею Златогорку, у той и сил прибавилось, обмыли детей новоявленных – те пуще прежнего краше стали.

Глядь, а детки-то уже на глазах подрастать принялись! Второй раз водицы испить мальцам дали – они и на ножки враз поднялись! Бойкие мальчишки-то, зоркие, все примечают да подмечают! И как прослышал ту радость Батюшка близнецов – Тарх Перунович, Даждьбог, так всплеснул руками от счастья, да и обронил кольцо. А в кольце том, что Вий подарил, жизнь Златогоркина заключена была. Упало колечко, да прямо в море-окиян синее, да на глубокое дно опустилося. А что было дальше, то уже непременно прочесть надобно.

Оберег – символ Бога Авсеня

Именуется знак Бога Авсеня – «Таусень».

Встретились вместе к центру четыре стрелки, и наконечника у них по два на каждой. Так выглядит знак Бога Осени, который несет людям символ выбора пути ладного да доброго. С четырех сторон света Овсень дает людям подсказку, какой путь выбирать – четыре стрелы встречают друг друга в одной точке, а в той точке – ответ есть. Вот загадка человека, что сбился с дороги по жизни, и отгадается.

Любой человек, будь он млад или стар, будь он зрел или не дозрел, будь то жонка замужня, красна девица, али мужик, юнец, воин, будь то чародейка, целительница, дОмушка (домохозяйка), али волхв, вещий гой, знахарь – всем подходит оберег Авсеня. Он придет в дом или в личную жизнь человека как спасительный знак, избавляющий от внутренней тревоги, беспокойной жизни, неуверенности в себе, неудачи, беды, лиха. Всегда оберег Авсеня создаст благоприятную обстановку в доме да лад поможет устроить в семье и любви.

Подробнее об обереге Таусень смотрите здесь.

-4

Проявление Бога Авсеня для славян

Почитали предки наши, да и по сей день почитают потомки их, Авсеня как Бога перемен, смены времен года. По началу осени он снисходит на Землю нашу Питомую и особо помощь людям посылает для сбора урожая, заготовок к зиме, да в начатках домашних дел. Есть у Бога Осени и главное правило, которое так дорого сердцам многих ведающих славян: «Живи сам и давай жить другим!». Своими волшебными ключами Овсень Бог всегда готов открыть дорогу людям, что следуют в будущее; убрать препятствия с пути, да наладить мосты; выйти из состояния «стоячей воды» и начать движение; помочь увидеть человеку цель; совершить переход от чего-то ветхого к новому; смело посмотреть в завтрашний день да ещё и:

  • спасает от внутренней неуверенности,
  • от неудач и бедствий,
  • создаёт благоприятные условия для семьи и любви.

Как соберут урожай на земле, да проведут счет, уложат его в закрома, тут и пора настает не только к праздникам готовиться, но и планы на будущее строить. И не просто так переменчивая погода в осени бывает – то Авсень мост к будущему строит. Всю нечистую силу убирает с пути, чтобы без препятствий смог Новый Год прийти, брат его близнец! Еще старые люди говорят: «Осень – перемен восемь!», – а сами про планы думки думают.

-5

Атрибуты Бога Авсеня

Птица – журавль. Символ смены времен года. Своим кличем и перелетом птица дает с Неба людям знак о наступлении скорых холодов, и что надобно много дел успеть переделать, чтобы пережить холодную зимнюю пору.

Животное – боров. Браво выступает боров, на котором восседает Таусень, когда выезжает на Небеса. А у борова щетинка-то не простая – золотая вся, да ясная, что лучи Солнца Красного. Медленной, но всегда уверенной поступью шествует спокойный и жизнелюбивый славянский Бог Осени верхом на борове золоченом.

Геральдика, предметы – сноп спелой пшеницы.

Треба (подношение) – созревшее зерно.

-6

Авсень – Бог-Покровитель

Кто такие славянские Боги-Покровители?

Каждый человек, кто пришел в этот мир в период времени от 22-23 сентября до 21-22 декабря, встал под покровительство Бога Авсеня, Бога Осени. Надобно тут сказать, что, коли ваш день нарожденья выпал на пограничное число, то требуется поискать, в какие точные даты, в году вашего прихода в Мiр, были дни Осеннего Равноденствия.

Кому покровительствует Авсень, тот всегда может ему свои чаяния приносить, чтоб:

  • сберег уже имеющееся;
  • путь верный указал;
  • от завистливого недоброго глаза укрыл;
  • да подарил удачу и счастье в имении, что уже есть у человека.

Славянский Бог Осеннего Солнца всегда покровительствует еще и мостам, да перепутьям, переходным путям, картам, и всем, что связано с переводом, переходом через одни границы в другие.

Подробнее — в статье «Авсень — Бог Покровитель»

-7

Бог Авсень в северной традиции гадания и магии

Реза осеннего Бога Авсеня – состоит в северной системе гадания и магии «Славянские Резы Рода». Реза имеет такое же изображение и начертание, что и символ (оберег) – Таусень.

Номер резы – 33 – есть сущее число Бога.

Гадание. Вопрошание Бога. Реза обозначит приход сил, но постепенный. Вопрошающему намекают на то, что он порядком «застрял» на одном месте и зациклился на чем-то. И что ему пора выходить на новый путь, искать другое направление, пробовать что-то непознанное. «Путь следует выбирать срединный, обоюдовыгодный» – советует реза спрашивающему.

Магия. Когда приглашают Бога. Во все времена и пору, когда требуется Удачу да Счастье позвать в жизнь и семью, сразу зовут и Авсеня, чтобы подсобил. Кому нужен Успех в ворожбе, да делах житейских, кто жаждет укрепить отношения с детьми и родимичами – вот тогда-то и Авсень сможет помочь.

В разделе «Славянские Резы Рода»: знания про то, как, где и зачем Бог Авсень встречается в северной магической традиции, волошбе да гадании.

-8

Праздники, где чествуют Авсеня

Приход Овсеня могли наши предки праздновать хоть всю неделю, да почти что в любую осеннюю пору. Но идет молва о том, что не повсеместно такой подход к Празднику осени славяне имели. Кто готов прямо вначале поры праздновать, тот живет в южной части земли, да урожай уже собрал и встречает приход Овсеня. Кто в северных краях обретается, тот хлебосольную встречу Бога может даже и раньше зачинать. На Севере Могучем так говаривали: «Осенью и у кошки пиры!», что значит долгое да свободное празднование.

Ух, и много же гостей приглашали на осенние праздники! Взрослые занимались подсчетом собранного, что уродило на Матушке — Сырой Земле, готовили вкусности, кушанья разные. А дети бегали по домам, да в гости звали. Особливо сначала к родственникам забегали, а уж затем, к товарищам, друзьям, да почтенным людям. Зятьев приглашали, молодоженов. Ладовали так – коли гости могли добром отплатить, да тоже в гости пригласить, то у всех в домах потом ладно да светло наступало. Так и повелось с той поры – один день гостей у себя принимали, а потом ответно у других гостевали.

Много дней у осени, много поводов, да обрядов для того, чтобы повеличать Авсеня Красивого да Мудрого!

-9

Это самая первая публикация (существенно дополненная) из энциклопедии славянской мифологии.

К первой публикации хочется добавить, что материальных свидетельств глубочайшей древности почти не сохранилось, - как, впрочем, и изображений богов наших далеких пращуров. А.С.Кайсаров в 1804 году в "Славянской и российской мифологии" писал, что в России потому не осталось следов языческих, дохристианских верований, что "предки наши весьма ревностно принялись за новую свою веру; они разбили, уничтожили все и не хотели, чтобы потомству их остались признаки заблуждения, которому они дотоле предавались".

Если будет интерес к напечатанному я продолжу публиковать, напоминаю это самый первый текст от самой первой литеры...

Подписывайтесь, оценивайте, комментируйте!