Ле-Пюи-ан-Веле находится в высокой части французского Центрального массива, и Старый город ориентирован не только по горизонтали, но и по вертикали.
С вершины город благословляет фигура Богоматери Французской.
Идея установки этой статуи пришла в голову в 1850 г. некоему иезуиту, несомненно, вдохновлённому рельефом местности. Духовные власти идею подхватили, на конкурс скульптуры было представлено более 50 проектов, а по подписке было собрано 325 000 франков. Однако денег всё равно не хватало и в 1855 г. епископ отправился за помощью в Париж к Наполеону III. Денег император дал немного, но пообещал помочь металлом от русских пушек, если удастся их захватить (Крымская война уже заканчивалась). Через три дня после аудиенции у Луи-Наполеона Севастополь сдался, и в Ле-Пюи-ан-Веле привезли 150 тонн артиллерийского чугуна. Таким образом, овернская Богоматерь и Лев Толстой оказались непосредственно связаны.
Статуя получилась величественная - 16-метровая фигура, смотрящая вниз со 132-метрового утёса.
У подножия скалы Корнель, на которой стоит статуя, находится собор Благовещения. Внутри собора в капелле Святого Распятия лежит плоский камень размером 2 на 3 метра. По легенде, это часть огромного валуна, лежавшего на этом месте. В Средние века валуну приписывали несколько чудодейственных исцелений, и он так прославился, что к нему перевели епископскую резиденцию и в XII в. возвели над ним собор.
По итогам проведённого в 2015 году общефранцузского голосования этот собор занял второе место в конкурсе архитектурных памятников (первое место у вечевой башни в Аррасе).
В архитектуре собора явно прослеживается византийское, если не прямо восточное влияние. Это не редкость в Южной Франции, но Пюи имеет особенно сильные связи с Востоком. Город играл большое значение во время Крестовых походов.
Многие крестоносцы, направляясь в Святую Землю проходили через Пюи.
Епископ Пюи был легатом Папы Римского во Первом крестовом походе.
Когда в результате отвлечения сил на крестовые походы во Франции стала распространяться анархия, именно в Пюи в 1182 г. родилось движение Капюшонников - воинов-ветеранов, желающих установить в стране Божий мир. Движение распространилось по всей Франции и помогло королю Филиппу-Августу справиться с вольными баронами.
Уже когда собор был воздвигнут, Людовик Святой, возвращаясь из крестового похода в Египет, пожертвовал епархии в Пюи статую Чёрной Мадонны (о распространённой символике тёмного лика Мадонны историки спорят до сих пор). К сожалению, деревянную статую сожгли во время Французской революции. Потом в соборе установили копию, сделанную по рисункам и ежегодно устраивают с ней торжественную процессию, но это всё не то.
Благодаря целебному камню (к нему приезжали лечиться даже мусульмане) и статуе Чёрной мадонны город получил такую славу, что стал официальной начальной точкой французской Дороги св. Иакова.
Интерьер собора соответствует его внешнему виду.
К собору примыкает Госпиталь.
Госпиталь был обычным учреждением на всех маршрутах паломников в Святую Землю и Сантьяго-де-Компостела. На длинном пути к цели путники, особенно пешие и бедные, заболевали, а обратно возвращались самые приспособившиеся, но часто переутомлённые или израненные. Специально учреждённый Орден Госпитальеров обеспечивал и военную охрану маршрутов, и систему жизнеобеспечения.
За прошедшие века внешний вид Госпиталя сильно изменился. Сейчас в нём разместился конгресс-холл и интерактивный музей. Размещённый в нижнем этаже и подвалах музей приложил усилия к тому, чтобы максимально раскрыть старинную архитектуру здания.
При Госпитале, естественно, всегда существовала аптека. Правда, в своём нынешнем помещении она обосновалась только в XIX в., но разместившийся в ней музей постарался максимально реконструировать фармацевтику времён Крестовых походов, когда почти все лекарства готовились из трав.
На другой стороне Старого города напротив скалы Корнель стоит капелла Сен-Мишель-д'Эгиль. Адрес у неё - улица Заячья Губа, но его можно не указывать. Вы её и так найдёте.
Местные остряки называют эту геологическую формацию "Куча, оставленная Гаргантюа". Учёные дают ей более романтическое объяснение: это бывшее жерло вулкана, утёс образован вытекавшей лавой.
Место прямо просилось под величественную постройку. Инициатором строительства, законченного в 961 г., выступил местный епископ, первым в этих местах совершивший паломничество в Сантьяго-де-Компостела. После завершения строительства капелла не перестраивалась - видимо, никому не хотелось второй раз тащить наверх стройматериал. Но и прихожан у неё тоже практически не было: 82 метра высоты и 268 ступеней - слишком строгое испытание веры. Поэтому она всегда состояла на содержании епархии.
С капеллой связана ещё одна легенда. Некой девице, обвинённой в неподобающем поведении, предложили в доказательство своей невиновности прыгнуть с этой скалы. Она прыгнула - и осталась жива. Но тут она возомнила себя и заявила, что может ещё раз прыгнуть, и ничего ей не будет. Прыгнула второй раз - и разбилась. Не надо злоупотреблять милосердием Господним.
Во время Религиозных войн в Сен-Мишель-д'Эгиль похозяйничали протестанты, она закрылась и долго стояла заброшенной.
Так бы, наверное, она и развалилась, если бы не Проспер Мериме. В 1830-х годах он занял пост Генерального инспектора исторических памятников и очень много сделал для их учёта и сохранения. Большая часть зданий, о которых я писал и буду писать во французской части этого канала, числится в списке, до сих пор называемом "Списком Мериме".
В настоящее время в Ле-Пюи-ан-Веле в списках архитектурно-исторических памятников числится 84 объекта. Одних старинных фонтанов под десяток. Гуляя по центральным улицам вы можете встретить вот такие здания:
А окружающие город горные вершины дадут вам возможность восхититься своей красотой.
Спасибо, что дочитали до конца.
Если вам понравилось, ставьте лайки и подписывайтесь на дзен-канал "Проходя Европой". Интересных городов в запасе ещё много.
Автор сохраняет за собой права на данный текст и изображения в нём, для которых не указан источник, и разрешает использовать этот контент на условиях GPL v. 3.0.