Советский Союз всегда уделял большое внимание развитию военной промышленности. В 1950-х годах был разработан проект 641, благодаря которому на свет появилось 75 дизель-электрических подводных лодок, из которых 17 штук ушло на экспорт. Проект считался крайне успешным, но время шло и техника устаревала.
В конце 1960-х годов поднимается вопрос о создании усовершенствованной модели подводной лодки, за разработку которой берется центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» - одно из старейших предприятий этой отрасли, основанное в 1926 году и функционирующее по сегодняшний день.
Проект получает название 641Б «Сом». По сравнению с подводными лодками проекта 641, у модернизированных лодок была значительно увеличена емкость аккумуляторных батарей, что позволяло продлить срок нахождения под водой без всплытия до одной недели. После этого срока «Сом» поднимался к поверхности, открывал шноркель для забора воздуха в дизельный двигатель, и, начинавшая работу дизельная установка, мощностью в 5700 л.с., (3 х 1900 л.с.) заряжала аккумуляторные батареи еще на неделю работы под водой. Сама же лодка могла находиться в автономном плавании до 80 суток. Такие внушительные характеристики объяснялись спецификой ее назначения.
В боевые задачи подводных лодок «Сом» входило:
- уничтожение надводных кораблей и других сил противника
- ведение дальней оперативной разведки
- сопровождение и прикрытие своих конвоев
- осуществление активных минных постановок
На данных подводных лодках было установлено современное, по тем временам, РЭВ (радиоэлектронное вооружение). Применена гидроакустическая защита, а именно: наружный корпус покрыт противогидролокационным покрытием, нанесены звукоизолирующие покрытия на фундаменты механизмов и т.п. Также, были существенно улучшены условия для личного состава. У каждого человека было свое постоянное спальное место, в отличии от лодок проекта 641, где люди спали по очереди, согласно графику дежурств.
К модернизации также можно отнести увеличенный торпедный боезапас, систему автоматического управления стрельбой и устройство быстрого заряжания. Вся лодка была поделена на 7 отсеков. Первый, третий и седьмой приспособлены к эвакуации.
За все время существования проекта было выпущено 18 подводных лодок (с 1973 г. по 1982 г.) на предприятии «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. Они несли боевое дежурство в различных районах мирового океана. В основном были сняты с вооружения в 1995-1996 г., самая последняя в 2002 г.
Большинство из лодок проекта «Сом» сейчас списаны и разобраны на металлолом, но часть из них стоит в качестве экспонатов в музеях, в том числе в музее АвтоВАЗа. Зачем и почему она именно там понятия не имею. АвтоВАЗ настолько странное предприятие, что, наверное, и подарки с «Поле чудес» может у себя в музее выставлять.
Большое спасибо за то, что дочитали до конца! Если статья была интересной, то, пожалуйста, оцените ее лайком. Так вы помогаете нам улучшать качество материалов. Не забывайте подписываться на канал.