Найти тему
Шакко: об искусстве

Когда праматерь Еву рисуют одетой

Оглавление

Наиболее привычные изображения Адама и Евы в искусстве — нагими. Недаром так и говорят — «в костюме Адама, в костюме Евы», когда имеют в виду отсутствие одежды. Но достаточно часто первых людей рисуют в одежде. Давайте выясним, когда и почему.

Гардероб №1: в костюме Адама

Бернхарт Вениг. Витраж 1897 года
Бернхарт Вениг. Витраж 1897 года

История Адама и Евы рассказывается в библейской книги Бытия. Самые запоминающиеся события происходят в первой части их жизненного пути, поэтому и произведения искусства про них создают наиболее талантливые, запоминающиеся. Одежды на Адаме и Евы во время первой половины их жизни нету по объективным причинам: действие происходит в Эдеме, в раю. Климат там тёплый, а морали никакой не изобрели: никто — они сами в первую очередь, не знают, что в её отсутствии есть что-то плохое. Какими Бог создал первых людей, такими они по этому прекрасному саду и передвигаются, не испытывая никакого дискомфорта. Прямым текстом в Библии написано: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились».

Бог творит Еву из ребра спящего Адама. Гравюра 1493 года
Бог творит Еву из ребра спящего Адама. Гравюра 1493 года

Гардероб №2: листья дерева

Дальше, как мы помним, началась драма: приполз Змей-искуситель, соблазнил Еву попробовать яблоко с Древа познания добра и зла, и угостить Адама. Когда прародители вкусили запретного плода, то им открылось высшее знание, что такое добро и зло. В Библии никаких подробностей для читателя, что же это такое, не приводится. Озвучен только один-единственный пункт, касающийся именно морали, причем Адам и Ева познают мораль и аморальность опять-таки, исключительно на примере наличия/отсутствия одежды. «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги». Шокированные обрушившейся на них реальностью, Адам и Ева соорудили себе обновку из того, что было под рукой (рукоделия и ремесел же не изобрели еще): «и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания».

Далее по сюжету Бог с ними разговаривает и выясняет, что они его запрет нарушили. Если художник следовал канону, то пишет Адама и Еву, прикрывающих срамные места листьями тропических растений.

Аурелиано Милани. Изгнание из рая. 18 век
Аурелиано Милани. Изгнание из рая. 18 век

Если художник не знал реализму, то эти листья иногда получались похожими на банные венички.

Фреска в Dom zu Gurk, Австрия, 12 век.
Фреска в Dom zu Gurk, Австрия, 12 век.

Гардероб №3: кожаная одежда

Далее Бог проклинает согрешившую пару тем, что им придется работать, а женщине еще и рожать в муках (благослови Господь того, кто изобрел эпидуралку! А вы знаете, что есть священники некоторых дремучих конфессий, которые запрещают использовать анестезию при родах, потому что это типа нарушение воли Бога про муки женщинам? Ужас). И опять поднимается тема одежды, обратите внимание! Прокляв их, Бог изгоняет из Рая, а затем «сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их».

Вообще очень многие художники всеми этим тонкостями дресс-кода не озадачиваются, и вообще в любых сценах из жизни Адама и Евы рисуют их безо всего. Потому что нагота становится реальным атрибутом этих святых: ну типа Георгий всегда с драконом и копьем, Андрей с косым крестом, Вероника — с платом Лика Нерукотворного, а эта парочка — всегда без любых материальных предметов, это и есть их опознавательный знак. Сие все-таки не очень верно. Грамотные авторы не забывают нарисовать кожаные одежды.

Bilderband St. Peter und Paul (Bonndorf)
Bilderband St. Peter und Paul (Bonndorf)

Гардероб №4: предположительно текстиль

Следующий период их биографии — трудовой. Недаром у англичан есть такая присказка: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто дворянином был тогда?» (сказано священником Джоном Боллом, четвертован по приказу короля в 14 веке, потому что порицал крепостное право в Англии).

Средневековые художники совершенно логично предположили, что какие-то ремесла за время своей земной жизни Адам с Евой изобретут, поэтому в сценках их трудов спокойно писали их нормально одетыми в удобные мягкие ткани, окрашенные разнообразными красителями.

Мастер Бертрам, 1375-1383. Адам пашет, Ева прядет.
Мастер Бертрам, 1375-1383. Адам пашет, Ева прядет.

А вот на этой гравюре Уильяма Морриса, иллюстрирующем поговорку, мы видим, что сей прерафаэлит думал: прясть-то они научились, а вот кройку и шитье еще точно не освоили!

-7

Наконец, последний эпизод, когда Адам и Ева снова появляются в искусстве. Когда один их сын убивает другого (кстати, знаете ли вы, каким именно предметом?), им приходится хоронить умершего. В оплакиваниях мертвого Авеля его родителей изображают пожилыми (и одетыми).

Иоганн Лисс. Оплакивание Авеля. 1624-9
Иоганн Лисс. Оплакивание Авеля. 1624-9

Впрочем, некоторым художникам было все равно, библейскими деталями и логикой они пренебрегали, и продолжали делать вот так:

Л.Э. Барриа. Первые похороны. 1883. Обратите внимание, какую идеальную фигуру немолодая Ева сохранила, несмотря на многочисленные роды и пещерный образ жизни.
Л.Э. Барриа. Первые похороны. 1883. Обратите внимание, какую идеальную фигуру немолодая Ева сохранила, несмотря на многочисленные роды и пещерный образ жизни.

Потом Адам и Ева умерли. И попали, как считают христиане, в ад (ведь они были не крещеные). Все положительные герои Ветхого завета все равно были в аду, пока Иисус Христос не спустился туда после своего Распятия и не вывел их оттуда. Первыми он вывел Адама и Еву. На иконах под названием «Сошествие во ад» именно им, прародителям, он протягивает руки первыми. Тут они одеты, конечно (и вы теперь знаете во что и почему).

Псковская икона 13 века
Псковская икона 13 века

Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно.

А еще у меня инстаграмм есть про красивое искусство.