В воскресенье 27 марта 1977 года произошла крупнейшая за всю историю гражданской авиации авиационная катастрофа. На ВПП аэропорта Лос-Родеос острова Тенерифе, столкнулись два крупнейших и самых современных авиалайнера того времени Boeing 747, авиакомпаний KLM(Нидерланды) и Pan American(США). Трагедия обусловлена целым рядом стечения роковых обстоятельств и предшествующих событий.
Тенерифе – самый крупный остров в составе архипелага из семи Канарских островов в Атлантическом океане.
Весной 1977 начался новый курортный сезон на Канарских Островах и со всего мира на Испанский курорт стали слетаться туристы. Большинство приезжающих приземляются на Острове Гранд-Канария в аэропорту Лас-Пальмас. Но в тот день террористы, боровшиеся за независимость Канарских островов от Испании, взорвали бомбу в зале ожидания аэропорта. От прогремевшего взрыва ни кто не пострадал, лишь несколько человек порезались осколками стекол. Затем террористы позвонили, рассказали о второй заложенной бомбе, и аэропорт пришлось временно закрыть, а все подлетающие борта отправить на ближайший аэропорт Лос-Родеос.
Аэропорт Лос-Родеос в то время был относительно небольшим, и рассчитанным на обслуживание региональных рейсов, но из-за сложившийся ситуации, оказался забит самолетами международных рейсов. Вся единственная магистральная рулежная дорожка, проходившая вдоль ВПП, была занята.
Командир экипажа KLM решил дозаправить самолет и торопился вылететь как можно скорее (так как для пилотов установлен жесткий трудовой регламент – время труда и отдыха) чтобы не оставаться в Лос-Родеос до утра. Диспетчер указал экипажу последовать в конец ВПП и развернуть самолет на 180 градусов. Так как магистральная рулежная дорожка была занята, авиалайнер двигался по ВПП. Достигнув назначенного места, экипаж стал готовиться к взлету. К тому моменту погода резко ухудшилась, наполз туман, видимость составляла не более ста метров.
Аэропорт Лос-Родеос расположен на высоте 600 м над уровнем моря, и при определенных условиях, очень часто находится выше зоны облачности.
В то же время командир второго самолета (Pan American) получил указание двигаться по ВПП вслед за KLM и свернуть на третью рулежную дорожку. Достигнув третьей дорожки, экипаж Pan American увидел, что угол поворота составляет 135 градусов, и для Boeing 747 он невозможен на такой узкой полосе. Экипаж, не уточняя у диспетчера, решил, что тот им указал четвертую дорожку вместо третьей, так как там угол поворота всего 45 градусов и продолжили движение к четвертой рулежной дорожке по ВПП.
Диспетчер говорил с сильным испанским акцентом, работая одновременно с обоими авиалайнерами. Пилоты очень часто переспрашивали указания, перебивая друг друга.
В то время, когда Pan American проехал мимо третьей рулежной дорожки, KLM был готов к взлету и запросил разрешения. Диспетчер дал предполетные указания KLM по набору высоты и занятия воздушного коридора, после чего добавил: «Будьте готовы к взлету, я вас вызову». В этот же момент Pan American сообщает диспетчеру, что они еще не ушли с ВПП, но экипаж KLM не услышал ни последнюю фразу диспетчера, не Pan American из-за наложения сообщений друг на друга и начал взлет.
Через 14 секунд самолеты столкнулись…
Экипаж Pan American первым увидел приближающиеся взлетные огни рейса KLM, дал полный газ и стал резко уходить влево. Командир KLM увидев перед собой второй самолет, резко потянул штурвал на себя, пытаясь быстрей набрать высоту, в результате чего ударился хвостом о ВПП и превысив угол атаки потерял скорость. Все четыре двигателя и шасси KLM ударили по фюзеляжу Pan American. KLM пролетел 150 метров, упал на землю, просунулся по ней около 300 метров, и развернувшись на 90 градусов полностью разрушился. Оба самолета загорелись.
61 человеку, тем кто находился в передней части лайнера Pan American удалось спастись, включая командира судна. Они выбрались через дыры в фюзеляже образованные от столкновения. Прибывшие спасательные службы из-за сильного тумана не сразу заметили, что катастрофу потерпели два самолета. Они начали тушить сначала KLM, не зная, что в нескольких сотнях метров в огне гибнут люди Pan American.
В огне погибло 583 человека — все 248 человек KLM (234 пассажира и 14 членов экипажа) и 335 человек Pan American (326 пассажиров и 9 членов экипажа).
Виновником трагедии признали пилота KLM спешившего покинуть аэропорт Лос-Родеос и уложиться в нормативные сроки выполнения рейса. После данного происшествия, весь радиообмен между пилотами и диспетчерами был стандартизирован, для того что бы исключить неправильную интерпретацию команд диспетчеров.
Прокомментируйте, что вы думаете о данной статье, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Впереди будет очень много интересных и невероятных фактов!