Найти в Дзене

Мастер театра

Оглавление

Позвольте представить — Ибрагимов Байрас Надимович. В данный момент главный режиссер Туймазинского татарского драматического театра. Один из основателей театра «Нур», проработавший также в Сибайском, Альметьевском и Молодежном театрах РБ и РТ.

Я думаю, что не человек выбирает профессию, а она его. Байрас Надимович вышел из простой семьи колхозников. Никто не имел отношения к искусству. Сначала он окончил нашу Государственную академию искусств им. З. Исмагилова, проработал актером в Салаватском театре, и, поступив к А. Гончарову в ГИТИС (сейчас РАТИ), окончил его в 1989 году. И вот уже больше 25 лет в режиссуре. Свою первую постановку осуществил, будучи актером, в 1987 году в Салаватском театре. И сегодня разговор пойдет о XI Международном фестивале тюркских народов «Науруз».

Для справки: XI Международный театральный фестиваль тюркских народов «Науруз» прошел в Казани в этом году с 3 по 7 июня. В основную программу XI фестиваля «Науруз» вошли выдающиеся драматические и кукольные спектакли из тюркоязычных республик России, а также Турции, Азербайджана, Кыргызстана, Туркменистана, Казахстана и других стран. За пять дней фестиваля было показано более 30 спектаклей. В коллегии критиков работали ведущие театроведы из Москвы и Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Уфы, Казани, Будапешта, представители стран тюркского мира.

— Участие в фестивале — всегда праздник для меня. А праздники в жизни режиссера бывают редко. Оттого они запоминаются надолго. Как запоминаются на всю жизнь крупные провалы и черные дни депрессий, но, в основном, моя жизнь состоит из трудовых будней, мелких радостей и незначительных огорчений. И в этом году наш театр был удостоен чести открывать фестиваль спектаклем «Любовь окаянная» Флорида Булякова.

Для справки: Туймазинский театр учрежден 6 апреля 1990. Открылся 14 декабря 1991 спектаклем «Ак колфак» по пьесе М. Файзи. Ныне в театре работают 89 человек, из них 30 — творческий состав. В настоящее время театр обращается, в основном, к современной драматургии. В этом году Туймазинский театр отыграл свой 22 сезон. У него есть свой индивидуальный почерк, творческое лицо и свой зритель.

Талантливый, энергичный режиссер Байрас Ибрагимов на сцене Туймазинского театра уже осуществил более 20 постановок.

Он принес этому театру новую эстетику, с которой начался новый творческий этап.

— Почему ты выбрал именно этот спектакль для показа на фестивале?

— Начнем с того, что Флорид Мини-муллинович — выдающийся драматург.

Его хорошо знают и за пределами нашей республики. На фестиваль же надо ехать с апробированной литературой. «Любовь окаянная» в нашем театре идет 6 сезонов и очень хорошо идет. Два года назад на республиканском фестивале «Туганлык» спектакль был обласкан критикой, удостоился многих призов. Вторая причина — очень хорошие актерские работы: они точны и правдоподобны. Когда я изначально остановил выбор на этой пьесе, а у меня очень широкий выбор, то мне импонировал сам жанр произведения — жесткая мелодрама с элементами мистики, — такой, знаете ли, необычный жанр.

Сама пьеса очень короткая. Минут на сорок. Я сделал из нее два часа, с антрактом конечно. Я бы сказал, что «Любовь окаянная» — очень схематична. И когда я читал пьесу, то подумал о мистике, о не-ком выходе в потусторонний мир. В этом спектакле я сразу «увидел» лифты. И сказал это Тану Еникееву, моему любимому художнику. Космос спектакля выстраивается во время репетиций. Еще К.С. Станиславский говорил, что первое впечатление — самое верное. Нужно его записать и, когда подходишь к генеральному прогону — то перечитать его, и сравнить, что получилось, если ушел в сторону — внести корректировки.

Из «дневника фестиваля»: «Режиссер придал мелодраме Ф. Булякова мистические оттенки, спектакль напоминает психологический триллер. 20 лет назад Роза оставила своего новорожденного сына в доме младенца. И вот уже столько лет она терзает себя о содеянном грехе, молит Бога, о том, чтобы за ее грех не поплатилась дочь Азалия, рожденная от законного брака. Роза на грани сумасшествия и только чувство ответственности за судьбу дочери удерживает ее от нервного срыва».

И знаете, я не ошибся в выборе пьесы, что именно ее представил на фестивале. Мы играли в первый день в помещении Татарского государственного театра драмы и комедии им. К. Тинчурина. Был аншлаг. Зритель смотрел очень внимательно. На обсуждении известные и заслуженные критики из Москвы и Питера сказали, что спектакль — симбиоз реализма с мистикой. И именно это — самое интересное и новаторское. Сюжет очень прост, он используется во всех мелодрамах, взять те же индийские. А вот как с этим клише работает режиссер и создает на его основе совершенно новый спектакль — это интересно. Еще я ввел образ матери, которого нет в самой пьесе, и вокруг него закрутил все действие. Отметили хорошую, добротную работу Тана Еникеева.

Для справки: Еникеев Тан Гумерович — сценограф. Заслуженный деятель искусств РФ, Заслуженный деятель искусств БАССР, Лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства, Лауреат премии Комсомола Башкирии им. Г. Саляма. Участник республиканских, всероссийских, всесоюзных, международных и зарубежных выставок.

Тан построил мистические комнаты, между небом и землей, и два лифта. Один существует в реальном мире. Другой же — связующее звено между небом и преисподней с короткой остановкой на земле (смеется). И из него выходит мальчик и в него потом уходит мать. Если Мягкова Ирина Григорьевна (председатель Коллегии, театральный критик, переводчик, кандидат искусствоведения, арт-директор Международного театрального фестиваля «Золотой конек») сказала, что лифт - гроб, то Руднев Павел Андреевич (театральный критик и менеджер, кандидат искусствоведения, доцент РУТИ-ГИТИС, помощник художественного руководителя МХТ им. А. Чехова) согласился на обсуждении с моим видением, что лифт является именно связующим звеном. Но чем хорош «хороший спектакль», так это тем, что здесь поставлены вопросы, а ответов нет - сам домысливай. Сказали, что великолепный актерский ансамбль. Ирина Григорьевна: «Когда же они соврут?» И закончила словами: «Ни разу не соврали». Отметила, что актеры работали на уровне московских театров. В пьесе есть много мелодраматических моментов, опять же по закону

Беседовала Алтынай БУРИНА

жанра, где можно было бы «рвать страсти». Здесь же все было органично, в меру. И мне приятно, что мой труд получил такую оценку.

-    Самое яркое событие фестиваля?

Естественно это — спектакли. Я уже не раз участвую со своими спектаклями в «Науруз», и в этом году фестиваль сделал качественный скачок. Среди просмотренных мной произведений мне понравились несколько: постановка Ф. Бикчянтаева по Й. Фоссе «Однажды летним днем» на малой сцене Татарского государственного Академического театра им. Г. Камала, Моноспектакль Степаниды Борисовой «Медея» Национального драматического театра им. П. В. Кучияк, спектакль республики Алтай «Ступеньки, ведущие в небо» по роману Кобо Абэ «Женщина в песках», спектакль Шушинского государственного музыкально-драматического театра «Визирь Ленкоранского хана» (Баку, Азербайджан) и, почетный гость фестиваля, школа драматического искусства «Пушкинский утренник», уроки Анатолия Васильева.

-    Спасибо. И я хочу вернуться к спектаклю «Окаянная любовь», и спросить: чем так привлекательна для тебя мистика?

—Вопросом о смерти. А смерть всегда мистична. Никто ее в глаза не видел. Есть люди, которые пережили клиническую смерть. Верить им или нет — каждый решает сам. Голливуд снимает мистику. Или вот, начало всех начал: древнегреческие трагедии — здесь тоже властвует рок. Борьба с фатумом, роком — все это мистика. В «Окаянной любви» Роза, бросившая своего сына 17 лет назад, все время мучается, и это ее рок, ее фатум. В древнегреческой трагедии боги решают за смертных, и Роза очень боится, что кара за содеянный ею грех падет на ее дочь-подростка. Весь спектакль зритель должен думать, что это ее брат. Но, он оказывается простым парнем с улицы и по законам жанра наступает счастливый конец.

— Спасибо. А как насчет твоей репертуарной политики сегодня?

Репертуар — краеугольный камень всего театра. Как бы замечательны ни были актеры, художник и сам режиссер с его авторством, тем не менее сказано: «В начале было Слово!» И в нашем театре репертуар один из самых серьезных. Особенно, если сравнивать с другими театрами республики. Театр — не место для увеселений. Для этого есть цирк, эстрада. Театр — возвышающее место, где нужно говорить о высших материях, о смысле бытия. Ставить вопросы, давать какие-то ориентиры в жизни. Театр — элитарное искусство. Если помнишь, в Древней Греции трагедии были предназначены для патрициев, а комедии игрались для плебеев. Что ж, уверен, что мейнстрим в кино полностью удовлетворяет потребности некой части населения. Они ходят, чтобы погоготать, и через минуту забыть смысл увиденного. Да, я тоже ставлю комедии. Но к выбору пьесы я подхожу очень осторожно, ищу в ней смысл. И если он есть — беру. Например, сейчас идущие спектакли: «Курица» Н. Коляды, «Пробка» И. Зайниева, «Сделка» Н. Гаитбая. Смотришь, весело — да, смешно — да, но это смех сквозь слезы. Как в жизни. Ведь нет такого чистого жанра, как комедия. Есть трагикомедия. Все как в жизни.

— Театр закрыл свой 22 сезон. А как он прошел?

— Этот сезон прошел под эгидой молодой режиссуры. Сам я поставил всего один спектакль.

Альфия Гайсарова поставила «Пробку», Александр Марлин — пьесу Н. Мошиной «Под небесами». Получились хорошие добротные спектакли. Внес их в репертуар. На днях у ребят состоится защита.

Если говорить о кадрах, то в прошлом году взял двух молодых актеров. Я никогда никого впрок не беру. Я всегда смотрю, кто мне сейчас нужен. Вот сейчас ищу молодую поющую актрису для главной роли в «Башмачках». Ведутся переговоры.

— Какие постановки ожидаются в Туйма-зинском драматическом театре?

— В августе Булат Хайбуллин будет ставить новую комедию А. Гаязова. Зимой едем в Казань на большие гастроли. В Уфу собираемся в октябре, на два дня. Привезем спектакль Молчанова «Убийца», где заняты молодые актеры. В Туймазах на него молодежь хорошо ходит. А сам планирую до нового года выпустить музыкальную комедию «Башмачки» по пьесе Т. Гиз-зата. Мне мой директор Ф. Габидуллин говорит, что в последнее время репертуар стал очень уж серьезным (улыбается).

— И расскажи нашим читателям о самом сокровенном — что ты очень хочешь поставить и каковы успехи?

— Вот я уже несколько лет лелею «Сказание о Йусуфе». Ведь истинные свершения бывают достигнуты только на правдивом художественном материале. А это сказание — поистине идейная вещь. Художником на сей раз вижу Василя Ханна-нова. До недавнего времени я думал провести кастинг на роль Йусуфа по Башкортостану, может, и по России. Но потом понял, что это невозможно — найти такого исполнителя. По преданию, когда Бог раздавал земную красоту, то половину дал Йусуфу, а остальную половину роздал всем живущим на земле: растениям, и зверям, и людям и тварям разным. И я тогда придумал такой ход... Нет, не скажу. Дай Бог, все получится, и вы увидите это на сцене.

Из наших бесед у меня складывается понимание того, что нужно уметь придумать такую форму, которая таинственным, не до конца понятным и не прямым способом выражает содержание. И если не найдена форма, то исчезает и содержание. Художник должен сделать странным обыденное, и этот принцип называется отстранением. Художник должен удивлять. Еще Аристотель утверждал, что познание начинается с удивления и продолжается в удивлении.

«Чем будем удивлять?» — спрашивал Вахтангов своих учеников. И этот же самый вопрос я задаю своему отцу. И уверена, он еще многое не воплотил, не выразил, не досказал. Говорят, что после пятидесяти наступает пора зрелости художника. И я хочу пожелать тебе, отец, воплотить в жизнь, выразить невоплощенное, невыраженное и невыразимое. И удивлять нас — снова и снова!