На выставке Академии художеств в Петербурге в 1864 году публика толпилась перед драматичным полотном Константина Флавицкого "Княжна Тараканова". Да, картина впечатляла...
Я впервые увидела ее на репродукции еще будучи ребенком, и образ декольтированной красавицы, стоящей на тюремной кровати в ожидании неминуемой смерти, навсегда врезался в память. Особое содрогание вызывали бегающие по кровати мыши. Как представлю... брр...
Как же мне было жалко эту девушку! Неужели она не спаслась?! - думала я. И почему у нее такая странная фамилия - княжна и при этом Тараканова? Кто она?
Действительно, кто она?
Эта женщина окружена флером таинственности. Она выдавала себя за дочь Елизаветы Петровны, то есть, получается, за внучку Петра I. При этом еще называла себя сестрой Емельяна Пугачева. Ясно одно - она была авантюристкой, органично вписавшейся в эпоху самозванства, в которой жила.
Доподлинного изображения княжны Таракановой нет, но все описания ее внешности, данные современниками, характеризуют ее как красавицу. Все подчеркивают ее грациозность, прекрасные манеры и свободное владение многими языками. Похоже, девушка действительно была полиглотом.
Она явилась ниоткуда сразу в блеске своего обаяния и имела знакомства в аристократическом кругу. Граф Валишевский писал, что она выдает себя за племянницу богатого перса. В искусстве самозванства ей было не занимать фантазии. Она выдавала себя также за родственницу некоего барона Эмбса, который, как потом выяснилось, тоже был самозванцем. И никаким не бароном, а обычным фламандцем. Он был арестован за долги.
Похоже на то, что княжна Тараканова порхала по разным европейским странам, заводила везде выгодные знакомства и жила на деньги поклонников, которых у нее было много. Она действовала не одна, а в компании с другими такими же самозванцами-авантюристами типа барона Эмбса. Никто не знает точно, какой она была национальности. Внешность у нее была скорее итальянской, но, возможно, она была немкой или француженкой.
Кто только в нее не влюблялся! Были даже аристократы, готовые жениться на ней. Но амбиции авантюристки простирались дальше законного брака с каким-нибудь графом.
Имя, под которым она вошла в историю, она никогда не носила на самом деле. Когда она впервые появилась в свете (это было в немецком городе Киле), то звалась фройляйн Франк. В Лондоне она жила под именем госпожи де Тремуйль. Затем она всплыла в Париже, уже как принцесса де Волдомир. Каждый переезд в новый город был связан с каким-нибудь скандалом финансового характера, в том числе и угрозой тюремного заключения из-за этого. Но всякий раз очередной любовник спасал ее.
Из Парижа она бежала во Франкфурт, где опять угодила в переделку, и ее на сей раз выручил влюбленный по уши Филипп Фердинанд де Лимбург, который закрыл своими деньгами все ее долги и перевез девушку в свой замок, предложив руку и сердце. Княжна Тараканова звалась в тот момент султаншей Али-Эмете, Алиной (другой вариант Элеонорой), принцессой Азовской.
Поразительная фантазия была у дамочки!
Однако с замужеством ничего не вышло. Лимбург вскоре понял, с кем связался, и охладел к красавице. А у нее в этот момент возникла идея претендовать на российский престол под предлогом того, что она является дочерью Елизаветы Петровны от Алексея Разумовского.
Водевиль закончился, начался драматический период ее жизни. Она решила опубликовать фальшивое завещание Елизаветы, где та передавала престол своей якобы дочери. Эту басню она рассказала Алексею Орлову, оказавшемуся в Рогузе (где тогда остановилась княжна Тараканова по пути в Стамбул). Несчастная авантюристка, привыкшая выходить сухой из воды, не знала, с кем связалась...
Орлов все доложил Екатерине II, и она приказала ему любым способом выманить самозванку в Россию.
К тому времени девушка опять оказалась в долгах, к тому же заболела. Орлов обещал выплатить за нее долги, а поскольку авантюристка привыкла, что влюбленные мужчины так всегда и поступали, она поверила ему. Она была уверена, что он ее любит и готов ради нее на все, но на самом деле он выполнял приказ своей императрицы.
Как только княжна оказалась на российском судне, ее арестовали и повезли в Петербург. Там она поняла всю безысходность ситуации, покаялась, подписала все требования, обещала больше ни на что не притязать. Но выдать тайну своего происхождения не захотела, хотя ей и обещали за это свободу.
Она была уже очень больна, заключение в Петропавловской крепости усугубило процесс в легких, и таинственная авантюристка умерла от туберкулеза. То есть на самом деле она не утонула при наводнении. Но возник миф, который так талантливо обыграл Флавицкий в своей картине.
Кстати, мнимую княжну ведь сопровождали слуги и служанки. Они тоже были в заточении, но после смерти хозяйки их отпустили на свободу и более того - вывезли обратно в Европу.
Почитайте еще на моем канале:
Красота волос и их таинственная сила, отраженные в искусстве
Королева ар-деко: неистовая Тамара де Лемпицка
Иллюстрации к "Игре престолов" в стиле японских гравюр
У меня есть еще второй канал на Дзене. Заходите!