Найти в Дзене

Побеждать врагов, используя любые методы, я учился у вас, товарищ Сталин

Артур Христианович Артузов, много лет возглавлявший контрразведывательный отдел ВЧК-ОГПУ, очень любил поэзию. Особенно Блока, Брюсова и, чего уж там греха таить, поэтов-эмигрантов: Бальмонта, Северянина. Конечно, прекрасно понимал: они – классово чуждые лица, но имел такую душевную тайную слабость: любил их стихи, и даже иногда использовал в качестве шифровки в своей профессиональной работе. Так стало и с северянинским стихотворением о Париже, напечатанным в эмигрантской газете «Последние новости» 26 января 1930 года, к чему Игорь Северянин не имел ни малейшего отношения.

Просто это стихотворение очень понравилось Артузову, и по его предложению публикация его содержала шифровку, означавшую: начата операция по похищению генерала Кутепова.

Когда эта газета поступила к нему в его московский кабинет на Лубянке, он, конечно, узнал, что операция закончена. Но все равно с особым удовольствием перечитал знакомые строки:

Кабриолеты, тильбюри.
«Бери авто и тюль бери
И то, что в тюле»...
Я пари держу: так все живут в Paris…

Артузов отложил газету, прошелся по кабинету, всмотрелся, вспоминая прошлое, в портрет Дзержинского на стене. «Я ему не могу не верить»... Это так о нем сказал когда-то покойный Феликс Эдмундович, незабвенный «железный Феликс». И он оправдал доверие товарища Дзержинского. И вот теперь с уверенностью может сказать, что оправдал и доверие самого товарища Сталина.

Артузов перевел глаза на портрет Сталина на противоположной стене и произнес:

«Иосиф Виссарионович, теперь вы тоже можете так сказать: «Я не могу ему не верить».

И в том не было ни капли самовосхваления. Артузов знал: он сделал для советской власти в последние годы так много, как никто из чекистов. Он стал в стране чекистом номер один, хотя его имя должно было оставаться в тени. Так было нужно для пользы дела. Он не нуждался в славе. Целью его жизни было безраздельное служение революции. Революция давала ему силы, он побеждал всегда.

А. Артузов
А. Артузов

Он победил последовательно трех выдающихся необычайно сильных врагов: великого террориста, писателя, интеллектуала Бориса Савинкова, гения авантюры английского супершпиона Рейли и вот теперь – блестящего царского генерала Кутепова. С каждым из них он вел свой поединок, и каждый выиграл.

А как же все это начиналось?

Он был сыном швейцарца Христиана Фраучи, приехавшего в Россию в 1881 году с вполне мирной и полезной целью: приготовлять в этой стране прекрасные швейцарские сыры. И осел здесь. Женился на вологжанке Августе Дидрикиль, пышноволосой, со статной фигурой, в которой хотел видеть прежде всего хорошую хозяйку. Однако молодая жена имела свои, особого рода увлечения. В Вологде, где прошла ее юность, в те времена было немало политссыльных. И Августа Дидрикиль испытала их влияние, посещала их вечеринки и чаепития и читала их книги.

Артур родился в 1891 году, он рос способным, умным мальчиком и с детства испытал не только влияние матери, но и «дяди Миши», то есть Михаила Кедрова. Дядя Миша в глазах Артура был легендарной личностью. О нем в семье Фраучи ходили легенды. Мать рассказывала сыну: дядя Миша необыкновенно талантлив. Он мог стать известным юристом, или популярным врачом, или прекрасным пианистом: он был одарен во многом. Но он выбрал одно – революцию. Получив огромное наследство, он передал его в фонд партии большевиков, скупил все оружие в оружейных магазинах Москвы и вооружил им боевые рабочие дружины, совершил немало подвигов, и его ищет полиция. Артур преклонялся перед дядей Мишей. Так Михаил Кедров стал наставником юноши и повел его за собой в революцию. Артур Фраучи был одарен, он закончил с золотой медалью гимназию, блестяще учился в Петербургском политехническом институте, стал любимым учеником и помощником известного профессора Грум-Гржимайло. Он мог стать знаменитым инженером и ученым, но выбрал, как и Кедров, революцию, пошел в нее вслед за Кедровым.

И когда в 1918 году «Советская ревизия» во главе с наркомом Кедровым прибыла в Вологду для укрепления революционного порядка, то ее секретарем значился молодой Артур Фраучи. Так что он начинал свою деятельность в Вологде. И здесь было сделано многое для утверждения советской власти.

А. Артузов
А. Артузов

А затем была работа в ВЧК. Он сменил швейцарскую фамилию Фраучи на русскую, понятную для коллег, – Артузов. И сначала участвовал во множестве успешных операций чекистов, а затем возглавлял их, проявляя незаурядный ум, изобретательность, неожиданность и оригинальность решений. Пожалуй, самой знаменитой из них стала операция «Трест». Она была проведена блестяще.

И все же существует историческая загадка: почему Артузов и ЧК-ОГПУ одерживали такие блестящие победы над выдающимися противниками? Конечно, им помогали вера в революцию и справедливость своего дела, ум, самоотверженность, смелость. Но это – одна сторона медали. Другая сторона – чудовищная вседозволенность, способность на такие методы и поступки, на которые не были способны их противники.

Это касалось, конечно, и Артузова. В личном, бытовом плане он, как и Кедров, являлся человеком честным, совестливым, порядочным, одаренным. Но в своей чекистской деятельности он становился человеком жестоким, коварным, изощренным, аморальным.

Ведь его знаменитая операция «Трест» насквозь аморальна, в ней используется сталинский метод борьбы и уничтожения не только очевидных врагов, но и «потенциальных противников». На чекистские деньги в «Трест» вовлекали не только тех, кто боролся с большевиками, но и тех, кто проявлял склонность к этому. То есть людей вовлекали в борьбу, чтобы их уничтожить. На подобное не были способны даже террорист Савинков и авантюрист Рейли; потому они попались на удочку Артузова, были заманены в Россию и уничтожены.

И это скрывалось долгие годы. Лишь в 1965 году в газете «Красная звезда» об этом было сказано как о подвиге чекистов.

Все это до поры до времени принесло свои успехи. Но постепенно вело к гибели и исполнителей, и организаторов, и вдохновителей, и всей системы. Что и произошло. СССР имел блестящую контрразведку. Но чем все это кончилось?

Вся чекистская верхушка постепенно была уничтожена сталинским террором. Допустивший какие-то сомнения и потому сам ставший «потенциальным врагом», объявленный шпионом, истерзанный пытками Артузов перед расстрелом написал кровью на стене своей камеры: «Каждый честный коммунист должен убить Сталина».

-4

Источник: Аринин В. «Бесследно исчез» / В. Аринин // Русский Север. – 1998. – 21 августа. – С. 8; 28 августа. – С. 8; 4 сентября. – С. 8.