Найти в Дзене
GQ – мужской журнал

Алексей Серебряков: «Иногда меня заносит»

Актер рассказал GQ про роль в фильме «Ван Гоги» (в прокате с 7 марта), воспитание детей по WhatsApp и душевную боль.

Вы церемонию «Оскар» смотрели?

Нет.

А вы в курсе, что там было, кто победил?

Ну, я знаю, что какая-то там «Зеленая карета» выиграла (Алексей имеет в виду «Зеленую книгу» – прим. GQ).

Вы вообще за этим не следите?

Нет, просто как-то так получилось. Я сейчас снимался в Швейцарии, это было достаточно хлопотно. И, когда приехал в Москву, суета вокруг премьеры «Ван Гогов» отвлекла от «Оскара». Ко всему прочему, я еще не видел ни «Зеленой кареты», ни «Богемской рапсодии», ни «Ромы».

А у вас самого нет амбиций получить когда-нибудь «Оскар»? Ведь это вполне реально: с каждым годом вы все чаще снимаетесь в иностранном кино.

А меня это не беспокоит ни в какой степени. Я антиспортивный человек и не приветствую соревнования в творчестве.

Мы с вами встречались очень давно, лет 12 назад – по поводу вашей роли в «Обитаемом острове». Вы тогда сказали, что «нашему зрителю в большей степени нужно смешное, пошлое и неумное». Вы придерживаетесь тех же взглядов?

Да, и не только нашему зрителю. Во всем мире нужно только это.

Вы как-то стараетесь этому соответствовать?

За большие деньги – да.

Насколько большие?

Секрет, коммерческая тайна. Но налоги я все плачу.

Кто-то, очевидно, все же решается заплатить вам эти большие деньги, потому что вы снимаетесь в массе очень разнообразного кино.

Да, но надо сказать, я и бесплатно снимаюсь – например, в короткометражках.

В год с вашим участием выходит в среднем по пять проектов, что очень много. Если бы не трое детей – вы бы меньше работали? И как-то иначе выбирали проекты?

Да, пожалуй, я был бы более избирательным. Но вообще, я люблю работать, я трудоголик и не знаю, что делать, если нет работы. У меня нет хобби, я не люблю путешествовать, кататься на лыжах. Остается только работа.

-2

В фильме «Ван Гоги» есть, кроме прочего, тема травмы ребенка, выросшего в семье творческого отца, которого никогда не было рядом, потому что он весь был в своем творчестве, на гастролях и так далее. Как вы считаете, вашим детям удастся такой травмы избежать?

Да! Я провожу с ними много времени и делаю это качественно. Это значит – занимаюсь ими, а не просто сижу рядом и читаю книжки. Мы разговариваем. Меня интересует их жизнь, о чем они думают, к чему стремятся. Я задаю им сложные вопросы: кто ты такой? Что ты такое? Кем ты хочешь быть? Не в смысле профессии, а в смысле человеческой реализации. А главное, сейчас есть WhatsApp, Skype – даже, находясь вне дома, я общаюсь с ними каждый день.

Ваш герой в «Ван Гогах» – непризнанный художник, вынужденный жить на деньги отца. Вы же, напротив, один из самых востребованных сегодня актеров. Насколько вам трудно было работать над этой ролью?

Это роль на сопротивление, да (смеется). Мне пришлось сильно концентрироваться, поскольку это человеческое высказывание, сильное, интимное, глубокое по смыслу и достаточно разнообразное по инструментарию.

Что вам далось сложнее всего?

Мне трудно было понять, как такой сильный и яркий человек к 53 годам оказался на грани самоубийства.

Эта картина – о трудных взаимоотношениях отца и сына. Недавно все обсуждали другую картину с вами на эту тему – «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов». Кроме того, на заре карьеры, еще в 70-х вы снимались в фильме «Отец и сын». Почему эта тема так часто возникает в вашем творчестве?

Мне ее предлагают, не знаю, почему. У меня же профессия зависимая – куда позвали, там и снимаюсь. Вы не волнуйтесь, скоро мне будут предлагать тему «дед и внук», а там, глядишь, и «прадед с правнуком» не за горами.

У вас лично в отношениях с отцом все всегда было хорошо?

Нет, в переходном возрасте я был достаточно туп, глуп и эгоистичен.

В одном из эпизодов вашему герою говорят, что он похож «на высранную сливу». Насколько вас как актера заботит собственная внешность?

Она меня заботит только в приложении к тем образам, которые мне предлагают. Согласитесь, что в картине «Витька Чеснок» и «Ван Гоги» я выгляжу по-разному, хотя грима не так много.

Вы готовы на эксперименты в духе Кристиана Бэйла, которому часто приходится по-настоящему сильно худеть или толстеть для роли?

Если они будут художественно оправданы. На самом деле, я не очень-то люблю грим и физическое перевоплощение, поскольку все равно понятно, что это за артист. Кроме первого впечатления – ох, как он это сделал? – это ничего не несет.

В последнее время ваши высказывания все чаще становятся поводами для скандалов. Вы не думали о том, что, может быть, стоит вообще ничего не говорить о России, чиновниках и прочем? Чтобы просто спокойно работалось.

Я очень стараюсь именно так себя вести. Но иногда меня заносит. Когда душа болит – начинаешь реагировать.

Вероятно, вам также будет интересно:

«Ван Гоги» – первый за 25 лет фильм сценариста «Ассы»

Новинки кино 2019: самые ожидаемые фильмы года

Все победители «Оскара» в 2019 году