Найти тему
Культурный отдых

Итальянское телевидение – какое оно?

Приезжая в любой отель мира, турист непременно включает телевизор. Его вниманию представляются каналы на всех языках. С интересом переключая кнопки пульта, путешественник погружается в калейдоскоп лиц и сюжетов. Однако составить полное представление о чужом телевидении за несколько вечеров в гостинице, даже зная иностранные языки, абсолютно невозможно. А между тем, так хотелось бы узнать, что на самом деле показывают жителям других стран, например, итальянцам!

Писательница Ольга Заокская, автор детективов «Убийство в горном отеле» и «Возвращение монашки», давно живёт на родине Юлия Цезаря. Об этой солнечной стране, её обычаях и людях она знает всё. И, конечно, время от времени Ольга смотрит телевизор. Более того, её истории были вдохновлены одной из местных телепередач, где в прямом эфире идут расследования. У главной героини есть черты известной журналистки, которые раскрываются в её манере распутывать сложные преступления.

Говоря об итальянском телевидении, Ольга отмечает его главное отличие от российского:

«В Италии телевидение сильно отличается от российского, а точнее, система подачи информации, стиль и поведение телеведущих. А самое главное то, что огромное количество программ здесь идут в прямом эфире – начиная от журналистских расследований преступлений, включая интервью с подозреваемыми и полицией, и заканчивая различными вечерними передачами, которые в одночасье могут сменить тему, если в стране произошло что-то, что требует срочного показа и обсуждения. Как я уже говорила раньше, в своё время я была поражена работой журналистов, занятых в программах, посвящённых криминалу, работающих и с полицией, и со свидетелями, и с подозреваемыми, выдвигающих свои версии, часто отличающиеся от официальных. Даже сейчас, привыкнув к данной системе, не перестаю удивляться ушлости журналисткой братии и их возможностям. Интересно, что часто в студию приносят специальную аппаратуру, которая помогает полиции в поимке преступников, и очень доходчиво объясняют, как она работает. А если в следствии были задействованы современные технологии, сыгравшие ключевую роль в раскрытии дела, рассказывают и о них на бытовом уровне. Поэтому журналист и ведущий (как правило, на таких программах он в одном лице) должен быть хорошо подготовлен и разбираться не только в психологии преступника, но и быть в курсе последних достижений в криминалистике, несмотря на то, что обычно о  новейших технологиях рассказывает приглашённый в студию специалист, а ведущий только задаёт вопросы. Разные каналы выстраивают такие передачи по-своему, но жаркие споры с криками, со вскакиванием с мест и эмоциональным размахиванием рук происходят на всех. Невозможно не вспомнить, что неоднократно впоследствии выяснялось: герои таких передач, приглашённые в студию для интервью, на самом деле являлись преступниками, которые, к честью итальянской полиции, были позднее посажены за решётку».

Среди других отличительных черт Ольга выделяет особенности сатирических шоу и готовность медийных личностей, чиновников и даже политиков сотрудничать с журналистами. Кроме того, непривычным русскому человеку непременно покажется внешний вид местных ведущих:

«Здесь много сатирических шоу (по-моему, умерший в России жанр), где не боятся выставить в неприглядном свете не только мелких чиновников, но и глав правительства, если, конечно, это того стоит. И поверьте, на вопросы представителей СМИ отвечают все, начиная от президента и заканчивая обычным прохожим. Не буду обманывать, не все делают это с радостью, иногда скрипя зубами, иногда пытаясь скрыться в машине или убежать в офис, иногда выставляя заслоном
телохранителей. Бывает, что репортёр ждёт часами назначенной встречи, которая так и не состоится, но, в конечном итоге, даже если интервью взять так и не удалось, будет сделан официальный запрос, на который обязательно будет прислан ответ, который, в свою очередь, и покажут зрителям, давая им возможность самим сделать тот или иной вывод. Несмотря на умение «строить» орущую с места публику и жёстко успокаивать вечно перебивающих друг друга гостей студии, телеведущие в Италии не навязывают своё мнение или, по крайней мере, стараются этого не делать, что в России происходит сплошь и рядом, особенно на политических передачах. Небрежно распущенные волосы, длинные серьги, постукивание кончиком ручки по столу – вот целый набор аспектов, присущих дикторам новостных центральных программ, так непривычных для российского зрителя».

Помимо отличий, конечно, есть и сходства. Если говорить об основных программах, которые показывают итальянцам, то список весьма похож на привычный нашему зрителю. Более того, существует множество проектов, которые с успехом идут в разных странах, но, конечно, имеют ряд характеристик, определяемых менталитетом того или иного общества:

«Здесь огромное количество каналов, впрочем, то же самое имеется и в России, от которых начинает подташнивать, но, в конце концов, смотришь первые пятнадцать.
Уровень и направленность разные – вполне стоящие и интересные для меня РайСтория и Фокус, Маркополо. По РайСтории цикл за циклом идут документальные фильмы, в том числе о Второй Мировой войне, которые, вопреки бытующему мнению, совсем не умаляют роль Советской Армии и миллионов погибших. Фокус также много рассказывает об истории разных стран, о достижениях науки и техники, природе в затерянных уголках мира. Маркополо – искусство, архитектура.
Много экранного времени занимают реалити-шоу, уровень которых, по моему мнению, очень низок. Когда видишь, о чём разговаривают участники (Grande Fratello) «Большого брата» (аналог реалити-шоу «За стеклом», которое, кажется, в России давно не идёт), волосы встают дыбом на голове от их серости, а часто и откровенной необразованности. Но программа продолжает существовать, и из года в год победитель получает свои двести пятьдесят тысяч евро, а ведущие других передач ещё долго «обсасывают» отношения, завязавшиеся на «Большом брате», и болтовню игроков. Ещё одно реалити – «Остров знаменитых» (Isola dei famosi), которое шло в России под названием «Последний герой» и которое пользуется здесь популярностью. Убожество данного реалити не подвергается сомнению, хотя, возможно, сама задумка чуть поживее, в сравнении с «Большим братом», где люди просто сидят в квартире, умирая от скуки и перемывая друг другу косточки, изредка подставляя под камеру наиболее выигрышные части тела. Но итальянцы на острове такие скучные и сонные и оживают только во время делёжки еды на обед и на ужин, что даже женщины в малюсеньких купальниках-ниточках, периодически обмывающие свои тела в море, уже не веселят зрителя. Никогда не забуду, как на реалити «Остров знаменитых», которое уже стартовало, подослали достаточно известного итальянского танцора, поселив его отдельно от всех участников на маленьком острове. Возможно, устроители шоу сочли его сильным конкурентом и именно поэтому усложнили задание, рассчитывая, таким образом, подогреть интерес публики, но, думаю, что даже они не ожидали такой бесславной концовки – когда взрослый, накаченный сорокалетний мужчина уже на третий день одиночного проживания, размазывая слюни и слёзы по загорелым щекам, просился вернуться домой к жене. Эти кадры обошли все каналы – плачущее перекошенное лицо итальянского мачо. Надо сказать, что итальянские мужчины льют слёзы не стесняясь и с удовольствием. Я думаю, что матери никогда не говорили им в детстве, как это принято в России: «Ты же мужчина!» Одна из достаточно популярных передач для домохозяек – «Мужчины и женщины». Она идёт в записи и позволяет найти спутника своей жизни. Несмотря на то, что, насколько я знаю, там участвуют несколько профессиональных актёров, которые, подыгрывая, устраивают вполне нелепые сцены и не дают заснуть зрителю, иногда случается так, что там и правда складывается настоящая пара, которая впоследствии уходит из программы и начинает совместную жизнь. Хочу сделать отступление для тех, кто не знает, что на большинство реалити-шоу покупаются лицензии у правообладателя, как правило, это американские компании, после чего канал может показывать это шоу, причём не отходя от заданных правил, поэтому на российском и итальянском телевидении полно похожих реалити».

Наиболее актуальным трендом в современном кинематографе являются сериалы. Если несколько десятилетий назад большинство «мыльных опер» были латиноамериканскими, и смотрели их исключительно домохозяйки и пенсионеры, то сегодня сериалы, без приукрашивания, любят все. Достаточно вспомнить оглушительный успех «Игры престолов». Некоторые шоу держатся в эфире десятилетиями. Например, сериал «Сверхъестественное» выходит уже четырнадцатый год подряд. Конечно, наибольшая слава принадлежит голливудским картинам. Однако мы точно знаем, что многосерийные картины снимают везде. Как же обстоит дело с итальянскими сериалами?

«Как и в России, здесь махровым цветом распускаются многосерийные телевизионные фильмы, которые там и там, в силу тех или других обстоятельств, редко бывают качественными, – говорит Ольга. – Но если в России я могла бы отметить замечательную драму-психологический триллер с К. Хабенским «Метод» и совсем недавний, вполне добротный фильм «Обычная женщина» с Михалковой, то в Италии даже не могу назвать ничего приличного. Засилье идиотских шуток, если фильм претендует на звание комедии, или рассуждения полицейского комиссара, со всех сторон обложенного так надоевшей, но всё ещё живой мафией, если фильм из разряда детективов, – всё это вызывает зевотный инстинкт и желание пойти спать».

Что ещё можно увидеть по телевизору в Италии? Конечно, фильмы!

«Также здесь есть несколько каналов, по которым идут только художественные фильмы, к сожалению, редко стоящие, – считает Ольга. – Из итальянских запомнился уже не новый психологический триллер «Девушка из озера» (Ragazza del lago) с прекрасным актёром Тони Сервилло и два удивительных фильма Паоло Соррентино для
подготовленного зрителя – «Великая красота» (Grande bellezza) и «Молодость» (Giovinezza)».

Ну а изюминкой на телевидении, созданном темпераментными, яркими итальянцами, являются музыкальные шоу. Разве могло быть иначе на родине Адриано Челентано?

«Считаю нужным вспомнить гордость итальянцев – ежегодный фестиваль и конкурс итальянской песни в Сан-Ремо, который транслируется по Rai Uno (первый канал) и долго обсуждается на всех каналах, – улыбается писательница. – Несколько лет назад мне посчастливилось присутствовать на заключительном концерте, где меня поразила настоящая праздничная, ликующая атмосфера и беспредельная любовь итальянцев к своей песне. Так как фестиваль транслировался в прямом эфире, было не совсем привычно наблюдать, как прямо посередине действия пускали рекламу, люди вставали, переговаривались, кто-то уходил в буфет, а через десять-пятнадцать минут ведущие страшным пронзительным голосом просили занять свои места, а девушки-администраторы бежали в буфет с воплями: «Реклама заканчивается, идите в зал, пожалуйста!»

Посмотреть итальянские каналы Вы непременно сможете в ближайшем заграничном отпуске. А купить книги Ольги Заокской можно в интернет-магазине «#Книга».