Перегон в 650км до Архангельска давался достаточно легко в скоростном режиме без долгих остановок. Трасса на Холмогоры (кстати, вроде как оттуда выдвинулся наш первый знаменитый ученый-автостопщик Ломоносов в свой путь) значительной частью представляла собой усыпанный щебнем грейдер. По которому мы, побеждая версту за верстой, оставляли за собой огромный серый каменно-пыльный шлейф.
Практически весь отрезок пути проходил вдоль берега впечатляющей своим величием и красотой реки – Северной Двины. Огромная судоходная водная артерия протяженностью более 740км образовалась слиянием двух рек Юг и Сухоны в районе Великого Устюга (как утверждают этимологи, отсюда и происходит название Двина – Двойная река).
В устюжской летописи о Северной Двине записано: «Реки Юг и Сухона, совокупившиеся воедино слияние, третью реку из себя производят, которая особенно восприемлет именование Двина, потому наречеся, что сдвинулись две и производят из себя третью… Сия река Двина… простирается от горы Гледен на шестьсот вёрст и далее и впадает в великое море-океан, в Соловецкую пучину».
Мы просто не могли не остановиться, чтобы спуститься к воде и полюбоваться великой рекой. Да и более того, погода стояла просто отличная. Все располагало к тому, чтобы сделать маленький перерыв в пути, осесть на берегу и отдохнуть на природе.
Так же удалось рассмотреть пару любопытных заброшек. В одной из которых мы нашли странный механизм. Как мне показалось (вполне могу ошибаться), это старинное устройство для печати церковной прессы ну или что-то типа того. Опознавательных знаков никаких, кроме таблицы рекомендуемой скорости вращения валов. Если вдруг кто-то знает, что это за штука – вэлком в комментарии.
В пути прошел весь день. Слева друг за другом пролетали мимо маленькие поселки и деревушки, а справа водяной змеей тянулась величественная Северная Двина. Даже устать не успели, как ближе к вечеру показалась стела Архангела Михаила. Мы подъезжали к Архангельску.
Крупнейший город европейского севера России был основан в 1584 году по указу Ивана Грозного на мысе Пур-Наволок. Именно здесь на месте разграбленного в начале XV века норвежцами Михаило-Архангелского монастыря (отсюда и происхождение названия города, которое впервые упоминается с 1596 года) было приказано заложить оборонительную крепость, в связи с угрозой нападения от Шведов. Кстати, в 1720 году атаку последних здесь все же отразили.
Вскоре была построена корабельная верфь и велась торговля с англичанами и голландцами. В течение последующих 100 лет Архангельск стал главным центром внешней торговли и обеспечивал больше половины дохода государственной казны. А впоследствии “Северные Врата” стали главным торговым портом страны до тех пор, пока Петр I с помощью всяческих ограничений искусственно не передал этот статус Петербургу. Даже после этого город столетия остается крупнейшим торговым и военным центром России, с огромным судостроительным комплексом, а так же базой по освоению и изучению Арктики (в Архангельске, например, был построен первый ледокольный флот).
Город Арктических Врат встретил нас белой, как день ночью и практически безлюдными улицами. Исключение составляли только немногочисленные компании туристов с фотиками в центре и тусовка местных стрит-рейсеров неподалеку от нулевой версты.
Немного прогулялись и пофотографировались на мысе Пур-Наволок. А так же нашли знаменитый памятник тюленю. Во времена отечественной войны суточная норма хлеба на одного человека в Архангельске составляла 125г. Город был на втором месте по смертности от голода (после блокадного Ленинграда, само собой), в связи с чем, было решено организовать промысел по охоте на тюленей. Именно это решение тогда спасло огромный город от голодного вымирания. Сразу по окончании войны благодарными людьми было решено установить на мысе памятник этому животному, которое буквально своим мясом и шкурой спасло десятки тысяч людей. Но из-за юридических заморочек монумент был поставлен только к 65-летию победы в 2010 году. Местные говорят, что в день открытия памятника к городу приплывали тюлени (на тусу, видимо) и скрылись из вида только по окончании торжественного мероприятия.
Так мы тихо прогуливались по набережной, делая фотографии и рассуждая о позирующих для фото рядом с мэром Архангельска тюленях на торжестве победы в 2010. И тут произошло то, о чем я долго думал писать или не писать, но все же решил в пользу первого. Так как не хотелось бы выкидывать из дневника путешествующего столь необычную встречу… Жена произнесла:
— Похоже, к тебе идет какой-то раста!
Навстречу нам шел высокий дрэдастый парень с гитарой в чехле за спиной. Он улыбался и приветственно махал руками. Не знаю почему, но в тот момент я испытал ощущение, что он мне хорошо знаком, как будто это был очень старый друг, которого я не видел миллион лет или около того. Ощущение это усилилось, когда он подошел ближе, протянул руку и заговорил:
-Здороваааа! Чувааак! Сколько лет, сколько зим!
— Привет (я рассмотрел его ближе и понял, что все-таки вижу его в первый раз, он, видимо, понял то же самое про меня, судя по изменившемуся выражению лица).
— Блин, извини, я, кажется, обознался, когда я вас увидел, мне показалось, что мы давно знакомы…
— Мне тоже так показалось, почему то).
— Ну значит, все не просто так…
Парень оказался довольно интересным собеседником, знал множество местных историй и легенд, а так же излагал оригинальные и любопытные взгляды на жизнь (он оказался кем-то типа известного здешнего странствующего йога). Мы разговорились о музыке, путешествиях, истории и о многом другом. В общем, было интересно, и мы ни разу не пожалели о новом знакомстве. По опыту путешествий, мы уже привыкли к неожиданным знакомствам и случайным попутчикам, но эта встреча отличалась от других и казалась особенной. Так оно и вышло. Он предложил нам [тут я культурно промолчу, так как статья эта все же для широкого круга читателей] кхе кхе…ммм…прогуляться в одно живописное место, да пусть это будет сказано так. ;)
В общем, костер на безлюдном берегу, вдалеке верфь, песни под гитару (получилось сыграть и несколько своих вещей), сквозь клубы дыма то ли восход, то ли закат над Северной Двиной. На соседнем бревне тихо кашлял архангельский йог. Счет времени был полностью утрачен в умиротворении.
— Вот норм же? А то вы привыкли в своей Москве все бегом да бегом…кто понял жизнь, тот больше не спешит…а вы, кстати, где остановились?
— Гостишка в Онеге забронирована.
— А там типа круглосуточный заезд?
— Дык вроде не поздно еще.
— На часы тогда глянь))
— 2-40, опять ловушка белых ночей)
Почти 3 часа ночи, а до Онеги около 200 километров. Это означало, что в гостинице мы будем только утром. Мы подвезли нашего нового попутчика куда-то в город, обменялись контактами и выдвинулись на каргопольское шоссе в сторону Онеги. Дальше нас ждали новые приключения, заставившие навсегда запомнить первое на тот момент посещение русского Севера.