Найти тему
Ретроспектива PRO

Долгое плавание Ивана Крузенштерна. Часть III

Начало Часть I, Часть II

26 августа шлюп «Надежда» покинул Авачинскую бухту и направился в Японию. Плавание было нелегким: сперва попали в густой туман, потом пошел сильный ливень. В обшитом медью днище корабля обнаружилась течь, поэтому команде пришлось непрерывно откачивать воду. Совсем рядом с японскими берегами шлюп попал в тайфун.

Тайфун приближается
Тайфун приближается

Крузенштерн вспоминал:

«Ветер, посте­пенно усиливаясь, скрепчал в один час попо­лудни до такой степени, что мы с великой трудностью и опасностью могли закрепить мар­сели и нижние паруса, у которых шкоты и брасы, хотя и по большей части новые, были вдруг прерваны. Бесстрашие наших матросов, презиравших все опасности, действовало в сие время столько, что буря не могла унести ни одного паруса. В три часа пополудни рассви­репела наконец она до того, что изорвала все наши штормовые стаксели (косые паруса тре­угольной формы), под коими одними мы оста­вались… Ничто не могло противостоять жестокости шторма.

Сколько я ни слыхивал о тайфунах, слу­чающихся у берегов китайских и японских, но подобного сему не мог себе представить. На­добно иметь дар стихотворства, чтобы живо описать ярость оного».

Шторм
Шторм

27 сентября 1804 года «Надежда» пришла в Нагасаки. Попытка Резанова провести переговоры с японцами ничем не увенчались: японцы категорически отказались обсуждать любые вопросы с российским послом.

Нагасаки, XIX век
Нагасаки, XIX век

Потеряв полгода в ожидании начала переговоров, Крузенштерн дал команду на отплытие, и в апреле 1805 года шлюп покинул берега Японии, держа курс на Камчатку.

После сдачи груза, судно ушло в сторону Сахалина, где Крузенштерн изучил и описал восточное и южное побережье Сахалина. Затем судно опять ушло в сторону Камчатки для ремонта и пополнения запасов. Пора было встречаться с «Невой». В августе 1805 года суда встретились в Кантоне и выгодно продали меха и закупив китайские товары. Собрав сведения об этой стра­не, быте и нравах китайцев и их государствен­ном устройстве, в феврале 1806 года «Надеж­да» и «Нева» пошли в дальний путь, через Южно-Китайское море и Индийский океан, вокруг мыса Доброй Надежды, в Европу.

Маршрут экспедиции И.Ф.Крузенштерна
Маршрут экспедиции И.Ф.Крузенштерна

В середине апреля, у мыса Доб­рой Надежды корабли в тумане потеряли друг друга… Обогнув южную оконечность Африки, «Надежда» пошла к острову св. Елены, где была назначена встреча шлюпов. Здесь, узнав о войне между Россией и Францией, Крузен­штерн во избежание встречи с французскими военными кораблями пошел не Английским каналом, около которого обычно крейсировали французские суда, а обогнув Англию с севера. Это было тем более необходимо, что часть пу­шек с «Надежды» была оставлена на Камчат­ке для защиты русских селений.

«Нева» бросила якорь на Кронштадтском рейде 22 июля 1806 г., а две недели спустя, 7 августа, сюда пришла и «Надежда». Истори­ческое кругосветное плавание закончилось.

Шлюп "Надежда", рисунок
Шлюп "Надежда", рисунок

На карту мира были нанесены новые острова, про­ливы, рифы, бухты и мысы. Русские моряки составили описание побережья Японии, Саха­лина, Курильской гряды и других районов, по которым проходил их путь. Экспедиция изу­чила различные течения и открыла межпассат­ные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах. Были собраны сведения о прозрачно­сти, удельном весе, плотности и температуре морской воды на различных глубинах и дру­гие данные, которые положили начало новой морской науке, — океанографии…

По возвращении в Россию, богатейшие кол­лекции, собранные Крузенштерном и Лисянским, были снабжены подробными описаниями. Они оба начали готовить к изданию свои тру­ды, в которых сообщили все свои наблюдения в течение трехлетнего плавания. Крузенштер­ну удалось в 1809-1812 гг. опубликовать свой труд на казенный счет. Несмотря на сложность политической обстановки того времени в свя­зи с Отечественной войной 1812 года, сочине­ние И. Ф. Крузенштерна было издано почти во всех европейских странах. Оно было пере­ведено на французский, немецкий, английский, голландский, итальянский, датский и шведский языки.

В 1811 году Крузенштерн был назначен ин­спектором классов Морского корпуса. В 1815 году он взял отпуск по болезни и приступил к составлению необходимого мореплавателям «Атласа Южного моря». В 1823-27 гг. Крузен­штерн издал «Атлас Южного моря» и «Собра­ние сочинений», разбирающих и поясняющих «Атлас».

-6

«Атлас» Крузенштерна был признан уче­ными всего мира.

Крузенштерн оказал большое влияние на дальнейшие русские кругосветные плавания и первым высказался о не­обходимости организации экспедиции к Юж­ному полюсу и написал для нее инструкцию. Начальником был назначен по его предложе­нию Ф. Ф. Беллинсгаузен.

Императором Николаем I Крузенштерн производится в контр-адмиралы и в 1826 г. назначается инспектором классов и помощником дирек­тора Морского корпуса. В 1827 г. он становит­ся директором корпуса. За семнадцать лет ру­ководства Морским корпусом Крузенштерн про­вел много преобразований в системе воспита­ния и обучения кадет и гардемарин. Суровую дисциплину он заменил новой системой воздейст­вия на учащихся, справедливым и человечным отношением; основал библиотеку и музей, создал эскадру учебных кораблей и провел мно­го других организационных мероприятий, на­правленных на улучшение системы препода­вания. Он стремился привить учащимся любовь к мо­рю и морской службе. В 1827 г. Крузенштерн создал при корпусе офицерские классы для дальнейшего обучения способных гардемарин, отлично окончивших корпус. Эти классы впо­следствии были преобразованы в Морскую Ака­демию.

Преклонный возраст и слабое здоровье вы­нудили его в 1842 г. выйти в отставку в чине адмирала.

Умер Крузенштерн 12 августа 1846 г. в Ревеле (Таллинн).

Могила Крузенштерна в Домском соборе, Таллинн
Могила Крузенштерна в Домском соборе, Таллинн

Начало Часть I, Часть II

-8