Найти тему
Artfragment

Классик в белых тапочках: черное и цветное искусство Фрэнка Стеллы

Оглавление

В предпоследний день зимы и в течение весны аукционный дом Christie’s будет распродавать часть личной коллекции живого классика американского искусства Фрэнка Стеллы. Рассказываем, что художник выставил на торги, а также как его вдохновил Малевич и судостроительные лекала.

— Живого классика Фрэнка Стеллу называют лицом американского минимализма и постживописной абстракции.

Правда родился он за пару десятилетий до того, как эти художественные направления возникли и набрали силу. В детстве будущий художник — сын врача-гинеколога и домохозяйки — больше интересовался спортом, чем искусством. В частной школе, куда его отдали родители, он занимался борьбой и лакроссом. А в Принстонском университете изучал историю. Правда, уже там написал очерк, в котором сравнивал работы Джексона Поллока, сделанные в технике дриппинга, со средневековыми иллюминированными манускриптами. Из Принстона Стелла уехал в Нью-Йорк изучить юриспруденцию — так хотел его трудоголик-отец. Но сам юноша уже понимал, что хочет связать жизнь с искусством.  

Photo by Malcolm Lubliner.
Photo by Malcolm Lubliner.

— В 1958 году Фрэнк Стелла посетил галерею Лео Кастелли в Нью-Йорке, где увидел картины флагов Джаспера Джонса.

Тогда же художник задумал и начал создавать свою знаменитую «Черную серию». Стелла не раз признавался, что идеи в числе прочего черпал в русском супрематизме. И в «Черной серии» не обошлось без влияния Казимира Малевича. Поверхность холстов Стелла заполнял черной краской, «рассекая» плоскость тонкими белыми линиями.

Photo by Hollis Frampton.
Photo by Hollis Frampton.

На работы молодого художника обратил внимание сам Кастелли — на тот момент один из самых влиятельных людей на рынке современного искусства. Он выставил у себя «Черную серию», которую критики поспешили окрестить «чистой и безликой визуальностью». А МоМА купил несколько работ молодого художника в свою коллекцию. 

Jill, from Black Series II (detail). Photo courtesy of © Albright-Knox Art Gallery/CORBIS.
Jill, from Black Series II (detail). Photo courtesy of © Albright-Knox Art Gallery/CORBIS.


— После успеха «Черной серии» творчество Стеллы набирает обороты.

Художник создает «алюминиевые» и «медные» картины. Кроме этого, Стелла решает уйти от традиционной формы полотен. Он придумывает работы в форме букв L, T и U. А на вопросы о том, что хочет сказать своими произведениями, художник в 1964 году отвечает так: «Вы видите то, что вы видите».

Photo by Malcolm Lubliner.
Photo by Malcolm Lubliner.

Хотя конкретные события все же становились темами произведений Фрэнка Стеллы. Даром не прошло изучение истории в Принстоне. В серии «Польская деревня» художник обратился к страшным событиям Холокоста, а вдохновением послужили коробчатые конструкции крыш деревянных синагог, разрушенные немцами в Польше во время Второй мировой войны.

Firuzabad, 1970.
Firuzabad, 1970.

— В 1970-х Фрэнк Стелла расширил собственные границы.

Он стал создавать особо крупные работы и трехмерные абстракции, для расчерчивания которых использовал судостроительные лекала. Кроме этого, в композицию он начал вводить обрезки стальных труб и куски проволочной сетки. Стелла не скрывал, что история, музыка и литература всегда оказывали на него большое влияние.

Giufà, la luna, i ladri e le guardie, 1984.
Giufà, la luna, i ladri e le guardie, 1984.

Так, в 1986-1997 годах он создал серию работ «Моби Дик». Каждая картина в ней имела то же название, что и главы в книге. «Я сам все еще напуган Моби Диком, но эти картины по сути искривленные поверхности. Картины как будто начали двигаться, и роман движется: в них влага, волны и движение. Я говорил много раз: абстракция может содержать в себе многое», — рассказывал он в одном из интервью.

K.81 combo (K.37 and K43), 2009.
K.81 combo (K.37 and K43), 2009.

— В одном из интервью, которое Стелла дал пару лет назад, он отмечал, что всегда чувствовал, что от него ускользает XVIII век.

«Я приблизительно знал историю искусства XVII и XIX веков, а ведь между ними что-то происходило». Возможно, из-за этого интереса Фрэнк Стелла начал коллекционировать работы мастеров прошлого. Хотя в его собрании есть и XX век. «Художники собирают искусство совсем не так, как другие люди», — отмечал Стелла

Photo by Pari Dukovic.
Photo by Pari Dukovic.

— 27 февраля в Лондоне и 6 марта в Нью-Йорке пройдут первые торги Christie’s, на которые Фрэнк Стелла выставит часть своего собрания.

Хуан Миро, Peinture, 1927.
Хуан Миро, Peinture, 1927.

Решение о продаже журналисту The New York Times мастер пояснил так: «Приятно иметь некий капитал. Кроме того, невозможно быть вечно с чем-то рядом». На продажу Стелла отобрал в частности работу Хуана Миро «Peinture» 1927 года и полотно «A Realistic Still Life» Дэвида Хокни.

Дэвид Хокни, A Realistic Still Life, 1965. Эстимейт £1,5-2 млн.
Дэвид Хокни, A Realistic Still Life, 1965. Эстимейт £1,5-2 млн.

А 1 мая с молотка уйдет «Двойной портрет мужа и жены» Яна ван Хемессена, датированный 1532 годом.

Ян ван Хемессен, Double Portrait of a Husband and Wife, 1532.
Ян ван Хемессен, Double Portrait of a Husband and Wife, 1532.

— Фрэнк Стелла признавался, что смотреть на свои собственные работы он не любит.

Кроме этого, он единственный художник, в чью коллекцию входят подделки его собственных произведений. Эти картины были присланы художнику для аутентификации, и он решил оставить их себе, поскольку ему понравилось, с какой серьезностью был воспроизведен его стиль.

Фрэнк Стелла, WWRL, 1967.
Фрэнк Стелла, WWRL, 1967.

— Сегодня Фрэнку Стелле 82 года.

Он живет в Нью-Йорке в Гринвич-Виллидж. Причем в том же самом доме, который купил еще в 1960-х. Стелла грустит о том, что ему уже трудно передвигаться и он не может, как в старые времена, пройтись по Челси и местным галереям. А интервью и съемку для The New York Times не стесняясь проводит в белых домашних тапочках.

Christopher Gregory for The New York Times.
Christopher Gregory for The New York Times.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Современное искусство и как перестать его бояться» — на Читай-городе или Лабиринте.