В предпоследний день зимы и в течение весны аукционный дом Christie’s будет распродавать часть личной коллекции живого классика американского искусства Фрэнка Стеллы. Рассказываем, что художник выставил на торги, а также как его вдохновил Малевич и судостроительные лекала.
— Живого классика Фрэнка Стеллу называют лицом американского минимализма и постживописной абстракции.
Правда родился он за пару десятилетий до того, как эти художественные направления возникли и набрали силу. В детстве будущий художник — сын врача-гинеколога и домохозяйки — больше интересовался спортом, чем искусством. В частной школе, куда его отдали родители, он занимался борьбой и лакроссом. А в Принстонском университете изучал историю. Правда, уже там написал очерк, в котором сравнивал работы Джексона Поллока, сделанные в технике дриппинга, со средневековыми иллюминированными манускриптами. Из Принстона Стелла уехал в Нью-Йорк изучить юриспруденцию — так хотел его трудоголик-отец. Но сам юноша уже понимал, что хочет связать жизнь с искусством.
— В 1958 году Фрэнк Стелла посетил галерею Лео Кастелли в Нью-Йорке, где увидел картины флагов Джаспера Джонса.
Тогда же художник задумал и начал создавать свою знаменитую «Черную серию». Стелла не раз признавался, что идеи в числе прочего черпал в русском супрематизме. И в «Черной серии» не обошлось без влияния Казимира Малевича. Поверхность холстов Стелла заполнял черной краской, «рассекая» плоскость тонкими белыми линиями.
На работы молодого художника обратил внимание сам Кастелли — на тот момент один из самых влиятельных людей на рынке современного искусства. Он выставил у себя «Черную серию», которую критики поспешили окрестить «чистой и безликой визуальностью». А МоМА купил несколько работ молодого художника в свою коллекцию.
— После успеха «Черной серии» творчество Стеллы набирает обороты.
Художник создает «алюминиевые» и «медные» картины. Кроме этого, Стелла решает уйти от традиционной формы полотен. Он придумывает работы в форме букв L, T и U. А на вопросы о том, что хочет сказать своими произведениями, художник в 1964 году отвечает так: «Вы видите то, что вы видите».
Хотя конкретные события все же становились темами произведений Фрэнка Стеллы. Даром не прошло изучение истории в Принстоне. В серии «Польская деревня» художник обратился к страшным событиям Холокоста, а вдохновением послужили коробчатые конструкции крыш деревянных синагог, разрушенные немцами в Польше во время Второй мировой войны.
— В 1970-х Фрэнк Стелла расширил собственные границы.
Он стал создавать особо крупные работы и трехмерные абстракции, для расчерчивания которых использовал судостроительные лекала. Кроме этого, в композицию он начал вводить обрезки стальных труб и куски проволочной сетки. Стелла не скрывал, что история, музыка и литература всегда оказывали на него большое влияние.
Так, в 1986-1997 годах он создал серию работ «Моби Дик». Каждая картина в ней имела то же название, что и главы в книге. «Я сам все еще напуган Моби Диком, но эти картины по сути искривленные поверхности. Картины как будто начали двигаться, и роман движется: в них влага, волны и движение. Я говорил много раз: абстракция может содержать в себе многое», — рассказывал он в одном из интервью.
— В одном из интервью, которое Стелла дал пару лет назад, он отмечал, что всегда чувствовал, что от него ускользает XVIII век.
«Я приблизительно знал историю искусства XVII и XIX веков, а ведь между ними что-то происходило». Возможно, из-за этого интереса Фрэнк Стелла начал коллекционировать работы мастеров прошлого. Хотя в его собрании есть и XX век. «Художники собирают искусство совсем не так, как другие люди», — отмечал Стелла.
— 27 февраля в Лондоне и 6 марта в Нью-Йорке пройдут первые торги Christie’s, на которые Фрэнк Стелла выставит часть своего собрания.
Решение о продаже журналисту The New York Times мастер пояснил так: «Приятно иметь некий капитал. Кроме того, невозможно быть вечно с чем-то рядом». На продажу Стелла отобрал в частности работу Хуана Миро «Peinture» 1927 года и полотно «A Realistic Still Life» Дэвида Хокни.
А 1 мая с молотка уйдет «Двойной портрет мужа и жены» Яна ван Хемессена, датированный 1532 годом.
— Фрэнк Стелла признавался, что смотреть на свои собственные работы он не любит.
Кроме этого, он единственный художник, в чью коллекцию входят подделки его собственных произведений. Эти картины были присланы художнику для аутентификации, и он решил оставить их себе, поскольку ему понравилось, с какой серьезностью был воспроизведен его стиль.
— Сегодня Фрэнку Стелле 82 года.
Он живет в Нью-Йорке в Гринвич-Виллидж. Причем в том же самом доме, который купил еще в 1960-х. Стелла грустит о том, что ему уже трудно передвигаться и он не может, как в старые времена, пройтись по Челси и местным галереям. А интервью и съемку для The New York Times не стесняясь проводит в белых домашних тапочках.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!
Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Современное искусство и как перестать его бояться» — на Читай-городе или Лабиринте.