Читайте эту статью на сайте Идеальный турист
Пятьдесят лет назад в русском городе Великий Новгород, расположенном примерно в 200 км на юг от Санкт-Петербурга, были обнаружены берестяные грамоты – рукописи, написанные на верхнем слое коры березы (береста). Этот материал часто использовался в старину в качестве замены бумаги, которая была в то время дорогим товаром. А березы были доступны и их с легкостью выращивали. Фактически, Новгород окружен березовыми лесами, кора которых веками использовалась местными жителями для письма, поскольку она была мягкой и на ней легко можно было нацарапать знаки. Тонкие кусочки бересты были почти так же хороши, как целлюлозная бумага, но при этом дешевыми в производстве. Обучаясь в школе, славянские дети учились писать на коре. Самые интересные работы мы сегодня изучим с вами в нашей статье.
Берестяные грамоты – археологические ценности
Письма и записи на коре березы археологи называют берестяными грамотами. Таким находкам присваивают личные номера и хранят в музеях и университетах. Берестяная письменность является важной частью истории восточнославянских языков.
Рукописи, обнаруженные в Новгороде, относятся к периоду между 11 и 15 веками. Они включают в себя личные письма, документы, содержащие деловую переписку, юридические споры, списки покупок, школьные уроки, налоговые декларации, завещания, предложения о браке, молитвы, заклинания и проклятия. Эти документы много рассказывают о том, как была устроена жизнь в средневековом Новгороде. Среди этих увлекательных находок можно найти умилительную коллекцию рисунков, сделанных мальчиком по имени Онфим.
Онфим – ученик из 13 века
Онфим жил в середине тринадцатого века. Исходя из его работ и рисунков, археологи подсчитали, что ему было около шести или семи лет на момент создания этих работ.
Онфим должен был делать своё домашнее задание, которое состояло из написания алфавита, псалмов и повторения слогов. Как и многие славянские дети тогда и сейчас, он очень часто отвлекался и начинал рисовать картинки на «страницах».
Вот один такой пример, грамота № 200, где Онфим переписывал буквы алфавита в углу страницы, но затем ему стало скучно, и он нарисовал себя в виде воина на коне с вожжами в одной руке, и пронзающим противника копьем в другой. Не забыл и подписать: «Онфим». Возможно, мальчик хотел в будущем стать воином.
Славянские дети: рисунки Онфима
Для создания другого рисунка Онфим перевернул кусок коры, который изначально был дном какой-то корзины, и изобразил себя, маскирующегося под дикого зверя, подписав: «Я – зверь». Трудно разглядеть, но у зверя длинная шея, заостренные уши и кудрявый хвост. Он извергает огонь изо рта. Похоже на то, что зверь держит табличку с надписью: «Поклон от Онфима к Даниле», проще говоря: «Привет Данилу от Онфима». Предполагается, что Данило – друг или одноклассник.
Мужчины, лошади, оружие и мифические звери – не единственные излюбленные темы Онфима. Он также рисовал и людей. Здесь Онфим начал копировать отрывок из Священного Писания, но после нескольких слов не смог удержаться от того, чтобы «призвать» эту внушительную армию людей с руками, похожими на вилы.
На берестяной грамоте под номером 202 содержится, скорее всего, учебный образец деловой записки: «С Дмитра взять должки».
А на этой картине Онфим рисует своих маму и папу.
Другая сцена, которую хотел нарисовать мальчика, изображает фигуру человека и другую не совсем понятную фигуру, установленную на чем-то похожем на лошадь. Текст вверху гласит: «Ги, помоги рабу своему Онфиму!». «Ги» – это сокращение от «Господи».
Образование 13 века: что изменилось с тех пор?
Эти «страницы» с домашним заданием Онфима дают нам хорошее представление о том, каким было образование в Новгороде 13-го века, и, что удивительно, мало что изменилось за последние 800 лет. Славянские дети прописывали алфавит, излагали слоги, переписывали хорошо известные всем тексты, в частности псалмы, и практиковали написание писем.
В то время в Новгороде было довольно грамотное население. Огромное количество берестяных грамот свидетельствует о массовой грамотности населения. Действительно, Новгород вместе с Киевом были первыми русскими городами, в которых были официальные школы. Следовательно, Новгород стал важным центром русской культуры, распространяя религиозные знания и переводы иностранных авторов. Богатое культурное разнообразие средневекового Новгорода отражено в этих берестяных грамотах.
Другие интересные грамоты
Среди этих исторических документов есть записка-сверток отца сыну, которая представляла собой обычный список вещей, который мы можем с легкостью написать и в наши дни. В нем говорится: «От Оноса поклон Даниле, сыну моему. Пришли мне сорочку, полотенце, портки (брюки), поводья. Сестре моей пришли полотна (ткань)». Записка заканчивалась с юмором: «А буду жив – расплачусь».
Другая записка, написанная мужчиной в берестяном письме, датированном 1280–1300 годами, гласит: «От Микиты к Анне (Маланье). Пойди за меня – я тебя хочу, а ты меня; а на то послух (свидетель) Игнат Моисеев».
Более тысячи таких записок чудесным образом сохранились в новгородской почве с низким содержанием кислорода. Берестяные грамоты по сегодняшний день продолжают находить во время раскопок и на строительных площадках.