На снимке британский линейный крейсер "Худ". Накрытый залпом "Бисмарка" , крейсер пошёл ко дну через три минуты, спаслись только трое, а 1415 без разбора - адмирал ли, кок или артиллерист, разделили судьбу своего корабля.
На броненосце "Бородино" в Цусиме выжил лишь один человек, на "Александре III" погибли все. Но эти случаи всё же не правило, в основном многое зависит от класса корабля. Например, на Черноморском флоте за время войны погибло 28 подводных лодок. Потери подводников 939 человек, практически команды полностью. На каких ещё кораблях есть такое соотношение? Есть ли безопасные места на подводной лодке? Довольно наивный вопрос - практически всегда у подводников единая судьба и в лодке нет места, где можно было бы спрятаться от неё.
Но вот не раз приходилось слышать, что даже на такой крохотной территории как штурмовик, есть более опасное место - кабина стрелка, и их погибло значительно больше, чем пилотов. Однако буквально вчера я наткнулся на выдержки из статистики и вот что узнал:
47-й штурмовой полк ВВС ВМФ с 12.03.43 по 29.04.45 потерял 121 пилота и 103 стрелка.
175 гвардейский авиаполк с 1942 года по 45 потерял – 64 пилота и 47 стрелков.
Попытался нарыть информацию о потерях на флоте в зависимости от специальности моряков. Мне это не удалось. Может, кто-нибудь из читателей располагает такими сведениями?
Если обратиться лицом в прошлое, то пожалуй, когда дело доходило до картечи, предпочтительнее было находиться на батарейных палубах, ведь толщина дубового борта доходила от 60 до 90 сантиметров, их и ядра-то перестали брать, пока не изобрели бомбические орудия. На верхней же палубе среди летящих ядер, картечи и рушащихся сверху обломков такелажа было несомненно гораздо опаснее.
Если взять ту же Цусиму, то на кораблях без броневой защиты, скажем, миноносцах, особой разницы не было, стоишь ли ты у орудия, открытый всем осколкам или находишься в машинном отделении, так же прошиваемом снарядами плюс под угрозой заживо свариться в струе пара из пробитого паропровода или котла.
Хотя и на бронированных кораблях потери верхней команды были существенными, не спасали даже броневые боевые рубки, в такой был ранен Рожественский и погиб командир Авроры. Судьба же машинных команд, запертых в бронированных коробках, в случае переворачивания корабя была ужасна.
Современные корабли бронирования как такового не имеют и прошиваются насквозь даже ракетами без боевой части. Но это на учебных стрельбах. Куда угодит противокорабельная ракета в бою - предсказать тяжело, а учитывая, что согласно боевому расписанию каждый член команды должен находиться там, где он расписан и нигде больше, то всё зависит от игры случая. В тыл с корабля не убежишь и в укрытие не спрячешься.
Так что я такого места выделить не сумел, может кто другой подскажет? :)