Тюнинговать всё подряд — любимое человеческое развлечение. Не обошло оно и фанатов стрелковки. Винтовка Мосина, она же русская «трёхлинейка» образца 1891 года, оказалась самой подходящей платформой для всевозможных «улучшайзеров» из-за своей утилитарности и доступности. Во что её удалось превратить — в нашем материале.
Нет ничего невозможного
Не так давно в США «трёхлинейку», более известную там как «Мосин-Наган», можно было купить за сущие копейки, как и патроны 7,62×54R к ней — спасибо армиям стран бывшего «Варшавского договора», продававшим со своих складов старые списанные винтовки по цене металлолома. Да и в наших родных краях «огражданенные» охотничьи винтовки КО91/30 до сих пор можно найти за сравнительно небольшие деньги — и «православные» патроны к ним в магазинах тоже стоят недорого.
При этом 7,62 мм патрон при правильном подборе пули и стрельбе «по месту» позволяет охотиться практически на любую дичь, водящуюся в России, вплоть до лося и медведя. Для высокоточной стрельбы этот патрон, конечно, менее пригоден, чем дорогие марки импортных патронов .308 «Винчестер» и более мощные боеприпасы типа .338 «Лапуа».
Однако для действительно упорного стрелка и тут нет ничего невозможного.
The Good
Думаете, вложить тюнинга на 300 долларов в винтовку, купленную за 99 баксов, — это глупость? Ну как сказать. Американцы, например, охотно переодевают старые «мосин-наганы» в новые модные пластиковые ложи «Архангел OPFOR Сток».
В результате получается более удобная винтовка с отъёмным магазином на пять или десять патронов, регулируемым прикладом и современным внешним видом.
Да, иногда в процессе нужно немножко напилинга, но ведь в этом тоже есть свой кайф.
А если вы хотите что-то чуть менее «тактикульное», но не менее полезное, можно посмотреть на тюнинг от российской компании SAG — «Шуашот Армамент Груп» (Sureshot Armament Group), включающий в себя элегантную «охотничью» ложу из ламината или полимерного композита, беддинг, доработку спуска и затвора.
Доработка затвора и ствольной коробки довольно существенная — рукоятку затвора перенесли назад, ближе к спусковому крючку. На ствольной коробке сделали задний мостик, на который крепится планка Пикатинни под оптику.
Коробку магазина укоротили до трёх патронов, она больше не выступает из ложи; при этом пропала возможность заряжать винтовку из обойм. На выходе получилась весьма приличная винтовка под доступный и эффективный патрон для охоты на самую разную дичь.
Пусть и недешёвая.
The Bad
Уж сколько раз твердили миру, что переделка оружия классической компоновки в «буллпап» ничего кроме уменьшения общей длины не даст. Судите сами — затвор оказывается практически под щекой стрелка, и перезарядка требует гимнастических экзерсисов или смены хвата оружия, дульный срез (а с ним и вспышка, весьма неслабая у трёхлинейки) приближается к лицу стрелка, а тяги от нового спускового крючка неизбежно ухудшают и без того далёкий от идеала спуск «трёхи». Но вы думаете, это хоть кого-то останавливает?
В нашем обзоре — хай-тек ложа из алюминиевого сплава от маленькой американской фирмы CBRPS и экстравагантная деревянная ложа от «Юта Кастом Ганс».
И та и другая конверсия позволяет ставить современную оптику благодаря планкам Пикатинни, что, несомненно, привлечёт внимание к стрелку на огневом рубеже. Впрочем, именно ради этого подобный тюнинг, как правило, и затевается. А удобство — это всё уже сугубо персональные предпочтения.
The Ugly
Классика тюнинга «трёхлинейки» — obrez. Если вы думаете, что американцам чуждо чувство прекрасного в виде болгарки, режущей ствол, то вы заблуждаетесь. Вот, полюбуйтесь, — благо американские законы с известными ограничениями допускают подобную человеконенавистническую хирургию над длинноствольным оружием.
А если в хозяйстве нет болгарки, или не хочется заморачиваться с регистрацией «короткоствольной винтовки» (американский юридический термин для оружия определённого класса — Прим. ред.)? Просто смотрите сами, до чего бедную винтовку довели, ироды…
Как видим, «улучшайзинг», он же тюнинг, может носить характер как чисто эстетический, так и практический, — или просто банальный «а я вот так могу, и неважно зачем». В любом случае — попытки улучшить платформу могут оказаться весьма интересными, хотя и не всегда разумными…