Что вы знаете о пропаганде? Как часто вы сталкиваетесь с ней в повседневности? Лично я стал чаще слышать это неприятное слово с начала волнений в соседнем постсоветском восточнославянском государстве, объявившем себя членом Евросоюза вне ведома Брюсселя. Всё чаще и чаще украинские журналисты нелестно отзываются о своих российских коллегах, называя их «кремлёвскими» или даже «путинскими» пропагандистами. Это определение настолько сильно въелось в лексикон работников украинского телевидения, что складывается впечатление, что чем чаще они употребят эти слова в отношении своих коллег из России или с тех же «оппозиционных» телеканалов NewsOne или «112 Украина», тем выше будет размер их премии.
Для начала предлагаю разобраться, что же такое пропаганда. Речь пойдёт не об одноимённой девчачьей музыкальной группе и даже не о питейном заведении в Москве, а о вполне конкретном термине из обществознания.
Пропаганда (от лат. Propaganda – подлежащая распространению вера, лат. Propago – распространяю) - открытое распространение взглядов, фактов, аргументов и других сведений, в той или иной степени намеренно искажённых и вводящих в заблуждение, с целью формирования общественного мнения или иных целей, преследуемых пропагандистами.
Большая Советская Энциклопедия определяет пропаганду как как распространение политических, философских, научных, художественных и других взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности. Основные элементы процесса пропаганды: её субъект (социальная группа, интересы которой выражает пропаганда), содержание, формы и методы, средства или каналы пропаганды (радио, телевидение, печать, система лекционной пропаганды и т. д.), объект (аудитория или социальные общности, на которые направлена пропаганда). Решающим для понимания процесса пропаганды являются социальные интересы её субъекта, их соотношение с интересами общества в целом и отдельных групп, к которым обращена пропаганда. Это определяет её содержание и оказывает существенное влияние на выбор форм, методов и средств пропаганды.
Вернёмся к нашим полупокерам, а точнее, к украинским журналистам. Тарас Березовец и Питер Залмаев, работники телеканала «Прямой», напрямую связанного с Петром Порошенко, на прошлой неделе отправились на мюнхенскую конференцию по безопасности. В прошлую пятницу, 15 февраля, эти два красавца выявили среди собравшихся на мероприятии корреспондентов Евгения Попова – российского журналиста, который вместе со своей женой Ольгой Скабеевой ведёт политическое ток-шоу «60 минут» на телеканале «Россия 1».
Здесь надо сделать ремарку. Дело в том, что поездка Березовца и Залмаева в Мюнхен анонсировалась за несколько дней со самой конференции. Два журналиста стояли на сценке, по-немецки приветствовали тех немногочисленных зрителей «Прямого», которые всё ещё остались, и сообщали, что в Мюнхене они точно выцепят «российского пропагандиста» Евгения Попова, чтобы задать ему вопрос про «сливной бачок» его жены, «российской пропагандистки» Ольги Скабеевой. Дескать, в прошлом году Попов подобно зайцу убегал от «мастера ремесла» Залмаева, но в этот раз он точно не уйдёт.
И вот они поехали в Мюнхен. И не для того, чтобы задать острый вопрос своему президенту или какому-нибудь иностранному гостю, нет – эти двое приехали туда специально ради Евгения Попова. Чем обусловлена данная одержимость украинских журналистов российскими коллегами – профессиональной завистью или личной?
И вот в первый же день Тарас на полном серьёзе в прямом эфире говорит, что они с коллегой всё-таки встретились с некоторыми «знаменитостями», в том числе – с «российским пропагандистом». Под словом «знаменитость» имелся ввиду Евгений Попов. Коллега Тараса Питер подтвердил, что «охотились» они специально за Поповым, специально для того, чтобы спросить про Ольгу Скабееву. Кто за кем охотится: за президентами, за премьер-министрами, за министрами обороны, за советниками по безопасности, а украинские телеведущие Березовец и Залмаев – за Евгением Поповым.
И вот то долгожданное интервью с «пропагандистом» Поповым пускают в эфир «Прямого» канала. Слово «пропагандист» подчёркивается и выделяется при речи, потому как, скорее всего, если не произнести за день его минимум тридцать раз, можно задуматься, а не являешься ли пропагандистом ты сам? Забавно слышат слово «пропагандист» из уст работников телеканала, принадлежащего через подставных лиц Петру Порошенко, в эфире которого озвучиваются угодные ему новости, мнения, комментарии, куда приглашаются на интервью угодные киевскому режиму эксперты, политики и политологи, и чей работник Матвей Ганапольский, по слухам, имеет месячный оклад в 50 000 долларов США.
Итак, отважный украинский журналист Питер Залмаев подходит с чёрно-голубым микрофоном к «российскому пропагандисту» Евгению Попову и задаёт ему вопрос. Питер Залмаев подскакивает к Евгению Попову, который ковырялся в телефоне, и задаёт вопрос: как тот собирается защищать поруганную честь жены, которую толкнул народный депутат Борислав Берёза (настоящая фамилия – Бляхер)? Дескать, глава Чечни Рамзан Кадыров уже готов это сделать, а Евгений Попов как законный муж почему-то мешкает. Здесь надо учесть, что по какой-то причине все журналисты «Прямого» канала очень долго формулируют вопрос интервьюируемому: сначала они долго подводят к нему, цепляя зачастую совершенно посторонние темы, потом, если речь о российский коллегах, обязательно обидят или цензурно оскорбят, и под конец формулирования вопроса могут сами как бы на него ответить. Чтоб не гадать, можете посмотреть любое интервью с Петром Порошенко.
Оригинал видео: https://www.youtube.com/watch?v=w9TXUy1wlSY
Когда общаешься с дураками, не опускайся до их уровня: не отвечай на их провокации. Если ты начинаешь интеллигентно с ним общаться, не забывай, что они в любой момент могут кинуть тебе в лицо оскорбление, проверяя, сорвёшься ли ты. Евгений Попов, на мой взгляд, выбрал самую правильную позицию – он просто не стал отвечать на вопросы, молча сверля взглядом украинских коллег. Скорее всего, он понял, кто к нему обращается, и на какую аудиторию это всё рассчитано, и не стал вступать с ними в диалог.
И вот как бы вы поступили в такой ситуации: вы подошли к человеку, у которого хотите взять комментарий, а он промолчал? Наверное, сказали бы, что, к сожалению, не удалось выяснить мнение собеседника на заданную тему. Если так, то поздравляю, вы – взрослый человек с нормальным мышлением. Но наши два альтернативно одарённых полупокера не такие. Они, находясь в прямом эфире, заявили, что своими действиями они «загнали в угол российского пропагандиста». Победа, или, вернее сказать, перемога!
А вот как сам Евгений Попов прокомментировал своё молчание в эфире «Прямого» канала:
«Глупо вестись на провокации. Я им, конечно, ответил, но они никогда не покажут этого в эфире»
Остаётся только гадать, что же Евгений ответил Тарасу и Питеру при выключенной камере и ответил ли вообще.
Самое забавное – это слышать от пропагандиста слова о том, что кто-то другой является пропагандистом, а вот он – настоящий журналист, говорящий только правду. Особенно забавно слышать это от журналистов «Прямого» канала, которые каждый день «мочат» в прямом эфире всех оппонентов своего «папика» - Петра Порошенко, при этом ни в коем случае не задаются вопросом о том, чтобы как-либо его покритиковать, ибо знают, что могут лишиться работы и быть обвинены в распространении «кремлёвской пропаганды».
Сохранят ли Березовец, Залмаев, Ганапольский, Киселёв, Вересень, Поярков и другие украинские журналисты свои места на канале «Прямой» после 31 марта, покажет время. Осталось чуть больше месяца до президентских выборов на Украине, и что-то мне подсказывает, у графа Дякулы, несмотря на медийную поддержку карманных порохоботов, всё меньше и меньше шансов переизбраться. Вопрос в другом – куда он денется, если не станет президентов вновь?