Йоргос Лантимос – греческий режиссёр-гений. Не могу сравнить его гениальность с древними греками, но по современным меркам он безусловно талантлив. Его новый фильм «Фаворитка» о многом, иногда даже кажется, что он слишком много на себя берёт. Однако, это ощущение проходит после того, как вы понимаете, что происходящее на экране совсем не жизнь, как она есть, а сюрреалистическая реальность, где правят страшные игры, человеческая уродливость и боль.
Драма основана на реальных событиях и показывает нам историю Англии, оживляя годы правления королевы Анны – 1702 – 1714 гг. Сперва вся картина выглядит как лёгкий оммаж классическим историческим фильмам с их обзорными и общими планами, включающими как можно больше шикарно убранного пространства. Хотя стоит сразу отметить, что режиссёр явно не питает большой симпатии к тому времени, показывая физическую мерзость накрашенных физиономий и уродливость их характеров, где каждый сам за себя и ждёт в любой момент подлости.
Из истории мы знаем, что герцогиня Сара Мальборо имела большое влияние на королеву Анну. Даже больше, мы знаем, как она отзывалась о Её Величестве в своих дневниковых записях, в которых она писала о слабости, глупости и безволии Анны. Что интересно, Сара говорила это Анне прямо в лицо, чем, возможно, и заслужила доверие, так как не скрывала горькую правду и не сахарила последнюю лестью. Согласитесь, это дорого стоит и по сей день. Так вот в фильме Сара Мальборо показана нам решительной, настойчивой и умной дамой, которая «заменяет» королеву, решает всё за неё.
Роль герцогини заключается не только в принятии политических решений и большом влиянии на королеву. Она воплощает в себе главу, почти монарха, самовластного и самодовольного человека, который знает, чего он хочет, но при этом, смещая гендерные роли, Лантимос (ну или сценаристы) буквально делает из неё мужчину. Естественно, не теряя своего женского обаяния, она оберегает королеву, искренне любит её и заботится о ней в той форме, в которой об Анне мог заботиться разве что монарх.
Мужской подход к делу хорош, если исключить из окружения женскую хитрость. Герцогиня Сара Мальборо последнюю даже поощряла и нажила себе крупного врага. Теперь обсудим роль рыжеволосой леди Эбигейл, которая как раз и воплощает собой лисицу, которая начала охоту на курочку королеву Анну. Эмма Стоун сыграла её великолепно, хотя сперва мне показалось иначе. Дело в том, что начало фильма кажется довольно классическим, несмотря на интересную съёмку, когда мы видим говорящего человека снизу вверх, словно он стоит над нами высоко. Хороший способ передать, насколько зритель пока далёк не только от королевского общества, но и от сути фильма.
Леди Эбигейл, как подстреленная птичка, мечется по клетке и хочет найти способ из неё выбраться, чтобы улететь залечивать раны. Олений взгляд Эммы Стоун и затаённая в нём хитрость приведут ко многим бедам, но подробнее об этом вы и в фильме увидите. Сам персонаж является настолько двуличным и помешанным, что местами тошно смотреть на льстивую мерзость, которая льётся из него. Эбигейл словно бесполая дрожащая от каждого скрипа жертва обстоятельств, но зритель ей этого простить не может, потому вставать на её место неприятно.
Все три главные героини «Фаворитки» - женщины. При этом женщины по-своему достойные жалости зрителя, но при этом все три её не получают, потому что фильм перетекает в сюрреалистический мир самого режиссёра. В этом мире нет места нашим земным чувствам, нет реализма и в сухом остатке после просмотра остаётся только чувство внутреннего напряжения и щемящая боль от недостижимости счастья. Хотя в этот раз Йоргос Лантимос пощадил зрителя и сделал картину в разы реалистичнее его прошлых опытов в кино.
Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и выбирайте следующий фильм для просмотра: «Аквамен», «Экстаз», «Апгрейд», «Вчера, сегодня, завтра», «Матрёшка», «Безупречная жизнь», «Пирсинг», «Из Африки», «Тони Эрдманн», русские фильмы, покорившие Голливуд, «Звезда родилась».