На картине Жака Луи Давида мы видим трех молодых римлян, в едином порыве тянущих руки к мечам, которые держит пожилой мужчина. Справа в углу в каком-то изнеможении застыла группа женщин. Картина называется "Клятва Горациев". Что это за сцена? О чем она?
Жак Луи Давид написал это прославившее его полотно в 1784 году по заказу королевского министра Биллардери, который хотел получить произведение, прославляющее верность государству. Это было время, когда трон французского короля казался вечным, но искры будущей революции уже начинали вспыхивать в обществе.
Давид задумал аллегорическое полотно, поэтому выбрал сюжет из римской истории. По ходу дела идея картины вырулила не совсем в задуманную колею. Вместо верноподданнического содержания возникло гражданское. Суть картины - приоритет гражданского долга перед личной жизнью. Гражданский долг олицетворяют здесь мужчины, личную жизнь - женщины и дети.
Историк Тит Ливий описал сюжет, который гласил: во время войны Рима с городом Альба-Лонга было решено, что по три воина с каждой стороны сразятся друг с другом, чтобы избежать лишнего кровопролития при столкновении армий. Со стороны Рима были выбраны братья Горации, со стороны Альба-Лонга братья Куриации.
Давид изобразил тот момент, когда Горации клянутся умереть, но победить. Их мать, сестра и жена одного из братьев плачут от горя, а отец с твердостью истинного римлянина принимает у сыновей клятву.
В битве, кстати, два брата погибли сразу, оставшийся притворился, что убегает, и когда раненые противники погнались за ним, сразился с каждым и убил их.
Картина была принята очень благосклонно и стала поворотным моментом в развитии неоклассицизма. У Давида есть еще ряд работ на античную тему. Одна из них тоже из римской истории и развивает тему гражданского долга - "Ликторы приносят Бруту тела сыновей".
Тут тоже две половины: левая мужская, олицетворяющая чувство долга и сдержанность, правая женская, полная отчаяния. Сюжет такой: республиканец Луций Юний Брут велел казнить своих сыновей, когда узнал, что они состоят в монархическом заговоре. И вот тела принесли домой для похорон. Жуть.
Тема смерти вообще была одной из любимейших у Давида. При этом он всегда изображал ее в контексте выполнения долга. Например, вот известная "Смерть Сократа". Тоже античность, правда, греческая.
Обращение к античным сюжетам - типичный прием неоклассицизма, как и скульптурная проработка изображения, особенно телесного. Давид в этом сильно преуспел. Однако полотна неоклассицизма в силу своей театральности выглядят слишком наигранно. В них нет какого-то живого огня. Меж тем Давид умел писать по-настоящему реалистично. Любимое мое полотно у этого художника - его автопортрет, с которого он так внимательно, в упор смотрит на нас, а лицо и поза выражают богатство чувств.
Жизнь художника была полна зигзагов. Но это, наверно, уже другая история...
Почитайте еще на моем канале:
Красота волос и их таинственная сила, отраженные в искусстве
Королева ар-деко: неистовая Тамара де Лемпицка
Иллюстрации к "Игре престолов" в стиле японских гравюр
У меня есть еще второй канал на Дзене. Заходите!